Тимпанопункция – прокол барабанной перепонки. Назначается в диагностических целях, а также, чтобы ввести лекарство в барабанную полость. Для процедуры используют спецшприц с тонкой полой иголкой.

Для чего назначают

• Проводится, чтобы собрать материал на анализ при среднем хроническом отите. Пробы микрофлоры проверяют на устойчивость к препаратам, чтобы подобрать схему лечения.
  • Для введения контрастного вещества перед рентгенографией.
  • С целью проверки дренажной способности (проходимости) евстахиевых труб. Вводится контраст, который должен выйти через нос.
  • С терапевтической целью. После прокола в полость вводят лекарственное вещество. Это обеспечивает лучший эффект при лечении гнойных отитов.

Тимпанопункция показана при остром среднем отите. Болезнь сопровождается сильным болевым синдромом, высокой температурой, внешними изменениями барабанной перепонки. В таких случаях высок риск интоксикации и осложнений. Чтобы купировать болезнь необходимо ввести лекарство (антибиотики) прямо в барабанную полость.

Подготовка к проколу и противопоказания

Прокол показан только при тяжелых случаях протекания болезней уха, когда консервативная терапия не дала успеха. Затянувшимся отит среднего уха считатеся, если симптомы возвращаются в течение нескольких месяцев – года после проведения полного курса–двух лечения антибиотиками.

Данное исследование отоларинголог назначает после тщательного изучения анамнеза и учета всех рисков. Доктор определяет:

• состояние барабанной перепонки;
  • чувствительность мембраны к звуковым колебаниям;
  • если есть подозрение на осложнения, отправляет на томографию;
  • уточняет наличие (отсутствие) индивидуальной непереносимости препаратов.

Прокол осуществляют, когда основной воспалительный процесс уже купирован. От проведения манипуляции отказываются, если на барабанной перепонке есть рубцы, недавно была перенесена операция на ухе. Вмешательство также не проводят детям, младше полугода.

Восстановительный период

После проведенного лечения стоит воздержаться от посещения бассейна или бани. Нельзя переохлаждаться и находиться на сквозняке. Нежелательно использовать наушники, особенно вертикальные. Для скорейшего восстановления назначают общеукрепляющие препараты и витамины. Через время необходим контрольный прием у отоларинголога. В ряде случаев эффективно физиолечение.

Тимпанопункцию обычно назначают однократно. Но при необходимости придется сделать повторный прокол. Осложнения после процедуры отмечаются крайне редко и связаны в основном с некорректным проведением манипуляций.

Как прокалывают барабанную перепонку

Прокол делают под местной анестезией. Анестетик заливают в слуховой проход или вводят раствор новокаина через задневерхнюю стенку наружного слухового прохода. По показаниям тимпанопункцию проводят под общим наркозом, в частности у детей, когда нельзя обеспечить полную неподвижность больного.

Пациент ложится на спину, голова повернута набок, больное ухо сверху. Сама процедура содержит три этапа:

1. Наружное ухо обрабатывают спиртом с помощью ватного тампона. При необходимости удаляют гной, лишнюю серу, омертвевший эпителий. Немного раствора закапывают непосредственно в слуховой проход, чтобы обеззаразить перепонку.
  2. Отоларинголог устанавливает ушную воронку и через нее шприцем с иглой делает прокол барабанной мембраны в области максимального выпячивания, либо в заднем квадрате. Иголка входит максимум на 1,5–2 миллиметра.
  3. Производится забор содержимого барабанной полости или введение лекарственного средства. Препарат должен быть температуры тела (36–37 градусов). При верном введении часть раствора выйдет через носовую полость.

При нарушении техники проведения, если игла введена слишком глубоко, возможна вторичная травма перепонки и частичная потеря слуха. Если раствор для введения был слишком холодный, наблюдается побочное действие в виде тошноты, рвоты. При быстром поступлении лекарства возможно головокружение. Когда процедура проведена корректно, облегчение наступает быстро. Если нет осложнений, после операции пациент отправляется домой.

В медицинском центре «Гармония» проводится тимпанопункция как с целью получения материала для анализа, так и с введением лекарственного препарата. Прокол осуществляется в стерильных условиях. Опытный специалист сделает всё максимально быстро и комфортно. В ЛОР-отделении принимают врачи с 10-летним опытом работы. Консультации проводятся без выходных.

Онлайн запись

Записывайтесь к любым врачам: просто, быстро, не выходя из дома

Сертифицированные доктора

пн-сб 08:00 - 20:00, вс выходной