Аллергическим альвеолитом называют воспаление легочных пузырьков — альвеол. Оно развивается в качестве ответной реакции иммунной системы организма на попадание в легкие аллергенов. Так называются антигены, вызывающие аллергию у чувствительных к ним людей. Распространенность заболевания составляет более 40 случаев на 100 тыс. человек. Чаще от него страдают взрослые люди. В детском возрасте болезнь протекает в более острой и тяжелой форме.

Причины заболевания

Альвеолит аллергической природы развивается в ответ на проникновение внутрь дыхательных путей ингаляционных аллергенов. К таким относятся споры плесени, растительная или домашняя пыль, взвешенные в воздухе лекарственные или белковые вещества.

Обычно вдыхаемые частицы оседают на слизистой оболочке полости носа, трахеи и бронхов. Но ингаляционные аллергены проникают глубже, достигая альвеол за счет небольшого размера — менее 5 мкм. При первом контакте с ними никакой реакции не происходит. Чувствительность к антигенам обычно развивается после повторного воздействия и сопровождается аллергией.

Формы течения и симптомы

На клиническую картину влияет форма, в которой протекает патология. Она зависит от количества попавшего внутрь аллергена, длительности контакта с ним, а также особенностей самого организма. Существует три формы аллергического альвеолита:

• острая;
  • подострая;
  • хроническая.

Острая форма возникает при проникновении в легкие большого количества антигена, к которому развилась повышенная чувствительность. Ее первые симптомы напоминают признаки поражения острой респираторной инфекцией. Сначала начинают болеть голова и мышцы, появляется ломота, поднимается температура до 39–40 оС. Через несколько часов больной отмечает боль и чувство тяжести в грудной клетке. Появляются одышка и кашель, мокрота почти не выделяется.

Подострый альвеолит развивается при длительном вдыхании малых доз аллергена. Контактировать с ним обычно приходится в быту или при работе во вредных условиях труда (на мукомольных заводах, фермах, птицефабриках). Со временем у больного повышается температура до субфебрильных значений (37,1–38 оС), появляется кашель с обильным выделением густой мокроты. При нагрузках возникает одышка, наступает быстрое утомление.

После повторной острой или подострой реакции заболевание может перейти в хроническую форму. Она характеризуется появлением инспираторной одышки — состояния, при котором тяжело сделать вдох. При ней пациент чувствует постоянное недомогание, теряет в весе. У него не прекращается кашель, развивается дыхательная недостаточность, от которой утолщаются фаланги пальцев.

Возможные последствия

Если больше не взаимодействовать с аллергеном, прогноз благоприятный. Если продолжать контактировать с ним, развиваются осложнения. Со временем у всех пациентов, страдающих аллергическим альвеолитом, появляется хронический бронхит. У четверти больных наблюдается патологическое расширение альвеол (эмфизема легких). Нередко повышается внутрилегочное давление, отчего увеличиваются правые отделы сердца, и развивается правожелудочковая недостаточность. При отсутствии лечения происходит фиброз легких — разрастание соединительной ткани, которая уменьшает эластичность органа, а такжепрепятствует прохождению кислорода и углекислого газа сквозь альвеолярные стенки.

• Сбор анамнеза, выслушивание жалоб пациента.
  • Лабораторные анализы крови и мокроты.
  • Аппаратные исследования: рентген или компьютерная томография легких.
  • Спирография — установление объема легких и скорости дыхания.
  • Бронхоскопия — эндоскопическое исследование слизистой оболочки бронхиального дерева.
  • Биопсия легких (при тяжелом течении патологии).

Способы лечения патологии

Аллергический альвеолит обычно проходит самостоятельно после устранения контакта с антигеном. Чтобы наступило выздоровление, требуется помощь аллерголога. Он определяет аллерген, взаимодействия с которым пациенту следует избегать. Если это невозможно, а также при тяжелом течении болезни, врач назначает препараты из группы глюкокортикостероидов. Они устраняют воспаление и ослабляют проявление аллергической реакции.

При жалобах на дыхание и боль в грудной клетке обратитесь в наш медицинский центр «Гармония». У нас работают опытные пульмонологи, которые проведут полноценное обследование, поставят правильный диагноз. Мы определим причину аллергического альвеолита и назначим его лечение.

Онлайн запись

Записывайтесь к любым врачам: просто, быстро, не выходя из дома

Сертифицированные доктора

пн-вс 08:00 - 20:00