Апоплексия яичника: как распознать и что делать

Апоплексией яичника называется кровоизлияние в его внутренние ткани и брюшную полость в результате разрыва сосуда. Распространенность патологии среди гинекологических заболеваний составляет от 1,5% до 3%. Встречается преимущественно у девушек и женщин в возрасте 17–47 лет. При отсутствии экстренной помощи состояние угрожает здоровью и жизни пациентки.

Что провоцирует разрыв кровеносных сосудов

Наиболее часто апоплексия яичника происходит в фазе овуляции или во второй половине менструального цикла. В это время сосудистая система органа испытывает максимальные нагрузки. Особой уязвимостью обладает правый яичник, так как его питает сосуд, являющийся продолжением аорты. Кровоизлияние в левый орган встречается реже, так как кровью его снабжает более мелкая почечная артерия.

Апоплексия часто развивается на фоне следующих патологий:

• воспаление яичника (оофорит);
  • варикозное расширение кровеносных сосудов органа;
  • склерозирование сосудистых стенок (уменьшение их эластичности);
  • кистозные образования внутри яичниковой паренхимы.

Обычно разрыв стенки сосуда происходит не сам по себе, а под воздействием провоцирующих факторов. К таким относятся, травмы живота, тяжелая физическая работа, бурный половой акт. Риск спонтанного кровоизлияния повышают хронический стресс, сахарный диабет, ожирение.

Как распознать апоплексию: основные симптомы

Кровотечение развивается остро. Основной симптом — внезапная сильная боль. Она локализуется в нижней части живота слева или справа в зависимости от того, в каком яичники произошел разрыв. При попадании в брюшину большого количества крови боль распространяется на весь живот.

Дополнительные признаки острого кровотечения:

• тошнит и рвет;
  • кружится голова;
  • кожа становится бледной;
  • тело покрывается холодным потом;
  • нарушается сознание (возможен обморок);
  • живот становится напряженным и болезненным;
  • АД снижается, и сердце начинает сокращаться чаще.

Выраженность симптомов зависит от силы кровотечения. Чем оно сильнее, тем хуже чувствует себя женщина.

Степени тяжести состояния

В зависимости от объема потерянной крови выделяют следующие степени тяжести апоплексии яичников:

• Легкая. Потеря крови не более 150 мл.
  • Средняя. Кровопотеря не превышает 500 мл.
  • Тяжелая. Пациентка теряет более 500 мл крови.

Апоплексия обычно устанавливается посредством УЗИ брюшины и органов малого таза. Объем кровопотери определяется косвенными методами на основании результатов лабораторных исследований.

Возможные последствия и осложнения

Апоплексия яичника требует неотложной помощи. При ее отсутствии может развиться геморрагический шок. Так называется состояние, вызванное большой кровопотерей. Оно сопровождается полисистемной и полиорганной недостаточностью. Его исходом становится смерть в 15% случаев. Кровоизлияние в яичник и брюшину также может вызвать перитонит.

Несвоевременно оказанная помощь часто становится причиной спаечного процесса. В 50% случаев у женщин снижается фертильность. Возможно развитие бесплодия.

Лечение при внутреннем кровотечении

Легкая степень апоплексии лечится медикаментозно. Пациентке назначают:

• Сосудосуживающие средства. Они сужают просвет сосудов и уменьшают кровопотерю.
  • Коагулянты. Препараты этой группы помогают крови быстрее сворачиваться. Они способствуют остановке кровотечения.
  • Обезболивающие средства. Необходимы для уменьшения боли.

Тяжелую степень апоплексии лечат исключительно хирургическим путем. Операцию проводят методом лапароскопии — доступ к органу обеспечивается через небольшие разрезы в брюшной стенке. Процедура проходит следующим образом:

1. Врач ищет разорванный сосуд с помощью эндоскопа с видеокамерой и коагулирует его.
  2. При необходимости он удаляет сильно поврежденные части яичника, не подлежащие восстановлению.
  3. Затем врач санирует брюшную полость для профилактики спаек.
  4. Заключительный этап — наложение косметических швов (по одному на каждый разрез).

После операции пациентке назначают лекарственную терапию. Она направлена на профилактику осложнений после хирургического вмешательства и снижение риска рецидивов.

Апоплексии может предшествовать небольшая боль внизу живота. Поэтому прислушивайтесь к своему организму и обращайте внимание на любые странности. Если появилась боль, не связанная с приближающейся менструацией, посетите медицинский центр «Гармония». Наши гинекологи сделают УЗИ и выяснят причины недомогания. В случае острого кровотечения в яичник и брюшину вам грамотно окажут неотложную помощь.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00