Язва желудка – локальное нарушения целостности слизистой оболочки и подслизистого слоя тканей. Болезнь протекает с чередованием острого периода и ремиссии. Язву необходимо лечить, соблюдать режим питания. Иначе наступают осложнения, которые угрожают жизни: внутреннее кровотечение, перфорация стенок желудка, перерождение в онкологию.

Первые симптомы

• Жжение, рези в верхней части живота, усиливаются через час после еды и в голодном состоянии;
  • Ночные приступы боли;
  • Тошнота, рвота;
  • Ощущение тяжести, как будто желудок переполнен;
  • Изжога;
  • Отрыжка с кислым послевкусием;
  • Вздутие живота.

Иногда язва сразу проявляется кровотечением. Внешние проявления: резкая боль, черный стул, рвотные массы коричневого цвета, иногда с примесью свежей крови. Проявления язвы усиливаются осенью и весной.

Причины: кто в группе риска

Язвенная болезнь молодеет, но чаще она проявляется у людей 35–45 лет. Мужчины страдают от язвы в шесть раз чаще, чем женщины. Также недугу более подвержены жители мегаполисов, чем те, кто проживает в сельской местности.

Неправильное питание, сухомятка не самая частая причина патологии слизистой. Курение, употребление алкоголя, стрессы, долгий восстановительный период после травм, операций могут стать толчком для обострения. Плохая наследственность – повод тщательнее следить за здоровьем слизистой желудка. Но все эти факторы не являются ведущими. Врачи выделяют лишь две первопричины:

1. Наличие в организме бактерии хеликобактер пилори. Она провоцирует хронические воспалительные процессы, разрушает желудочную слизь, вырабатывает вещества, которые постепенно нарушают целостность слизистой оболочки. Бактерия и продукты ее жизнедеятельности влияют на выработку гормона гастрина. Всё это способствует повышению кислотности желудка.
  2. Бесконтрольное употребление жаропонижающих, нестероидных противовоспалительных препаратов. К ним относятся ацетилсалициловая кислота, диклофенак, ибупрофен. Эти лекарства способствуют снижению выработки защитной слизи, замедляют процессы регенерации слизистой. Опасность таких язв в том, что они протекают бессимптомно. Если не проходить профилактическую гастроскопию, можно запустить болезнь.

Как диагностируют язву

Основное исследование – фиброгастроскопия. При помощи эндоскопа врач изучает слизистую желудка и выявляет язвенный дефект. Его размер может быть от 1–2 мм до 6–10 см. Во время процедуры могут провести биопсию – взять пробу ткани для дальнейшего изучения, чтобы исключить/установить раковые изменения.

Если ФГС провести невозможно, назначают рентгенографию желудка с контрастом. Пациент пьет взвесь на основе бария, далее делают снимок. Если язва присутствует, эта область будет выглядеть, как ниша.

Если подозревают кровотечение, проводят анализ каловых масс на наличие скрытой крови. ОАК поможет установить анемию при длительных незначительных кровопотерях. Важный этап – выявление хеликобактерии. Есть несколько способов:

• анализ крови;
  • анализ кала ПЦР;
  • дыхательный тест.

Рацион: что можно и что запрещено

Больным назначают диету при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки – стол №1. Строго запрещены крепкие бульоны на мясе, специи, копченые блюда, соленые, маринованные овощи, все цитрусовые. Полностью следует исключить алкоголь, газировку.

Благотворно на состояние слизистой влияют яйца, отварное нежирное мясо или рыба, молочные продукты. В рацион можно включить макаронные изделия, крупы, вареные или тушеные кабачки, морковь. Супы стоит готовить на отваре овощей. В небольших количествах можно есть подсушенный хлеб.

На десерт разрешены желе и муссы, густой кисель. Допускается употребление сухого печенья. Пить можно какао, сваренное на молоке, слабый чай.

Как лечить язву

Пациенту назначаются комплекс антибиотиков, которые воздействуют на хеликобактер. Параллельно необходимо принимать препараты, которые способствуют восстановлению слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Необходимо придерживаться строгой диеты и не провоцировать активную выработку соляной кислоты.

В медицинском центре «Гармония» прием ведет врач-гастроэнтеролог высшей категории. Пациенты в одном место могут пройти все виды анализов на бактерию Helicobacter pylori. В центре работает установка для проведения гастроскопии. Есть возможность пройти неприятную процедуру во сне, чтобы не ощущать дискомфорта. Язвенная болезнь относится к смертельно опасным патологиям. Но при грамотном своевременном лечении можно добиться длительной ремиссии и полного выздоровления.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00