Это женское заболевание, проявляющееся как скопление крови в полости матки и нарушение ее оттока. Последний естественен при менструациях, после родов, аборта или выскабливания в результате замершей беременности, но при данной болезни он практически не осуществляется.

Гематометра - редкая, но крайне опасная патология, представляющая угрозу для жизни женщины. Она может быть:

• первичной;
  • послеоперационной;
  • послеродовой;
  • послеабортной.

Врожденный вариант патологии - это неперфорированная девственная плева или пороки мочеполовой системы. Предпосылки возникновения гематометры этого типа возникают у плода во время его внутриутробного развития. Обычно клиническое проявление болезни наблюдается, когда приходит пора первой менструации, то есть в раннем подростковом возрасте.

Послеродовой вариант патологии возникает в результате сложных родов или осложненного послеродового периода. Фрагменты плаценты, оставшиеся в утробе женщины, слабая родовая деятельность, кровяные сгустки, перекрывающие цервикальный канал, разрывы тканей влагалища - все это и провоцирует болезнь.

Послеоперационная гематометра развивается после операций на органах малого таза и лечебно-диагностических выскабливаний. Послеабортный тип возникает как следствие спазма эндоцервикса, возникшего в результате прерывания беременности, в том числе криминального аборта (вмешательства, осуществленного не в стерильных условиях женской консультации или больницы).

Симптомы гематометры

Чаще всего встречаются послеродовая, послеоперационная и послеабортная патологии маточной полости такого рода. Самые яркие симптомы - боли внизу живота, напоминающие схватки и отдающие в крестец, а также отсутствие кровянистых выделений после родов или аборта (что в норме должно быть) или резкое их прекращение. Наблюдаются и характерные для многих болезней слабость и повышение температуры.

Если патология врожденная, то обращает на себя внимание факт отсутствия первой менструации у девочки, у которой по возрасту она уже должна наступить. При этом налицо симптомы внутреннего кровотечения:

• головокружение;
  • постоянная сонливость;
  • общая слабость, вялость;
  • сильная жажда;
  • потемнение в глазах;
  • бледность кожи и слизистых;
  • снижение артериального давления при учащенном пульсе.

При наличии перечисленных признаков обязательно нужно обращаться к гинекологу для точной диагностики и назначения лечения. Запускать заболевание нельзя, так как его осложнения гибельны для женского здоровья. Среди них:

• эндометрит - воспаление маточной слизистой оболочки;
  • параметрит - воспалительный процесс в рыхлой соединительной ткани, образующей околоматочное пространство;
  • пиометра - скопление в полости гноя, слизи с примесью крови;
  • сепсис - опасные для жизни нарушения работы внутренних органов, связанные с инфицированием организма;
  • перитонит - воспалительный процесс в брюшной полости, сопровождающийся интоксикацией.

В связи с этим особенно важен профилактический прием гинеколога раз в полгода.

Диагностика и лечение

Заболевание точно диагностируется с помощью гинекологического осмотра, УЗИ органов малого таза и гистероскопии. Последняя представляет собой обследование с помощью эндоскопического прибора, вводимого в цервикальный канал через влагалище. Диагностика дополняется и стандартными анализами:

• крови (общим и на биохимию);
  • мочи;
  • коагулограммой;
  • бактериологическим посевом.

Лечение гематометры заключается в удалении из маточной полости кровянистого содержимого и в устранении препятствия, вызвавшего нарушение его оттока. Чистка производится вакуумной аспирацией. Затем в зависимости от типа заболевания и его причины выбирается тип лечения.

Медикаментами ограничиваются в случаях, когда гематометра вызывается расслабленностью или, наоборот, спастическим состоянием цервикального канала. Для устранения этой проблемы назначают соответственно утеротоники или спазмолитики.

Хирургическое вмешательство необходимо, если причиной болезни является физическое препятствие, подлежащее обязательному удалению: полип, неперфорированная девственная плева и другие дефекты половых путей. В случаях послеродовой или послеабортной гематометры необходимо выскабливание.

Гинекологи медицинского центра "Гармония" оказывают профессиональную помощь в диагностике и устранении проблем женского здоровья. Клиника оснащена современным оборудованием. Все врачи сертифицированы и имеют большой опыт работы. Центр работает без выходных.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00