Наступление менопаузы неизбежно – это неотъемлемая часть возрастных изменений, которые происходят в организме любой женщины. В этот период происходит угасание репродуктивной функции и другие изменения, затрагивающие эндокринную, сердечно-сосудистую и прочие системы. В большинстве случаев клиническую картину осложняет климактерический синдром, при котором проявляется множество характерных симптомов.

Общее описание

Климактерический синдром (КС) – патологическое состояние, которое наблюдается в период инволюции репродуктивной системы. Синдром не является самостоятельным заболеванием, это комплекс симптомов, свойственных для происходящих в организме изменений. Симптоматика КС обусловлена следующими нарушениями:

• выключение функции яичников;
  • сбои в эндокринной системе;
  • сосудистая дисфункция (вазомоторные изменения);
  • костно-мышечная дистрофия;
  • нервно-психические нарушения.

В группе риска, для которой вероятность развития климактерического синдрома наиболее высока, женщины с хроническими, наследственными заболеваниями и ожирением. Отсутствие рациональных физических нагрузок и вредные производственные факторы увеличивают негативную статистику.

Временные рамки климактерического синдрома не имеют четкой градации. Впервые симптоматика может проявиться за год до наступления менопаузы и длится до 5 лет. В большинстве случаев пик приходится на 2-3 год после последних самостоятельных месячных. Особенно интенсивно симптоматика проявляется при раннем наступлении климакса, в возрасте 38-45 лет.

Стадии патологических изменений

В гинекологической практике принято выделять несколько видов климактерического синдрома:

1. Легкая степень тяжести. Протекает с сохранением работоспособности и удовлетворительном общем самочувствии. В течение суток отмечается не более 10 приливов.
  2. Средняя степень тяжести. Частота приливов при среднетяжелом КС составляет 10-20 в сутки, наблюдается выраженная симптоматика и значительное ухудшение трудоспособности.
  3. Тяжелая форма. При тяжелом течении КС происходит практически полная потеря трудоспособности, вызванная не только частотой приливов, но и осложнением патологических изменений в других отделах организма.

Течение патологии напрямую связано с состоянием организма. Все болезни, которые пациентка приобрела в течение жизни, в период климакса обостряются и являются как провоцирующим для КС фактором, так и источником симптомокомплекса.

Симптомы патологии

Основной симптом, который является характерным для угасания репродуктивной функции – климактерический прилив. Такое состояние выражается резким приступом потливости и ощущением резко накатывающей волны жара. Приливы вызваны снижением выработки гормона эстрогена, который принимает непосредственное участие в процессе терморегуляции. В результате дефицита эстрогена мозг неправильно интерпретирует синаптические импульсы, передающиеся от периферических нервных окончаний.

Помимо приливов, клинические признаки КС проявляются следующими симптомами:

• головная боль;
  • резкие перепады артериального давления (гипотония или гипертензия);
  • тахикардия;
  • сухость во влагалище;
  • недержание мочи;
  • уретральный синдром;
  • остеопороз;
  • сердечно–сосудистые заболевания.

В дополнение к физиологическим изменениям развиваются эмоционально–психические нарушения. Женщины с климактерическим синдром страдают снижением работоспособности, забывчивостью, рассеянным вниманием, становятся раздражительными и беспокойными. При тяжелом течении диагностируется депрессия, осложненная снижением либидо и невротические расстройства.

Лечение климактерического синдрома

Менопауза – сложный период для каждой женщины, но в случае развития климактерического синдрома требуется особо тщательный контроль за состоянием организма. Самостоятельно диагностировать или лечить КС невозможно, здесь необходима помощь опытного гинеколога. Специалист подбирает тактику лечения в соответствии с симптоматикой и индивидуальными особенностями организма.

Основным методом лечения климактерического синдрома является заместительная гормональная терапия, направленная на стабилизацию гормонального фона. Медикаментозная терапия включает следующие средства:

• синтетические эстрогены и андрогены;
  • фитоэстрогены;
  • синтетические и растительные антидепрессанты;
  • поддерживающие фитосборы (особенно выделяют зверобой продырявленный);
  • витаминно-минеральные комплексы.

Курсовая заместительная гормональная терапия положительно сказывается на физическом и психоэмоциональном состоянии женского организма. Лечебный эффект дополняют нормализация питания, оптимальные, психотерапия.

Медицинский центр «Гармония» предлагает профессиональную помощь пациенткам, страдающим от климактерического синдрома. При обращении опытный врач-гинеколог выполняет комплексный осмотр, назначает лечение и необходимые процедуры. Наши пациенты получают лечение в комфортных условиях, без очередей, стрессов и ожидания.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00