Контрактура Дюпюитрена — заболевание, сопровождающееся разрастанием соединительной ткани. Это приводит к рубцовому перерождению и укорачиванию сухожилий ладони. В результате один или несколько пальцев перестают полностью разгибаться, функция кисти частично утрачивается.

Что вызывает заболевание

Причины развития патологии окончательно не изучены. Сам Дюпюитрен считал, что разрастанию (гиперплазии) соединительной ткани в ладони способствует длительное сжимание в руке точки опоры. Это травмирует ткани, нарушает их питание и вызывает деструктивные изменения.

Существуют другие точки зрения. Часть ученых сходится во мнении, что утолщение сухожилий происходит на фоне уже имеющихся заболеваний периферической нервной системы — шейного остеохондроза или неврита сустава локтя. Другие же считают, что контрактура Дюпюитрена имеет опухолевую природу. Но современная медицина придерживается точки зрения, заключающейся в том, что эта патология является генетической. Это подтверждает семейное распространение заболевания с наследованием преимущественно по мужской линии.

Как и когда развивается болезнь

Контрактура ладоней развивается преимущественно у мужчин старше 40 лет. У женщин зрелого возраста болезнь почти не встречается. Однако после 80 лет распространенность патологии среди лиц женского и мужского пола сравнивается. У детей заболевание встречается редко. Но если оно начинается в детские годы, то отличается яркой симптоматикой и быстрым прогрессированием.

Первый симптом контрактуры Дюпюитрена — появление плотного узелка на ладони. Обычно он безболезненный. Но иногда пациенты жалуются на боль и зуд, неприятные ощущения в области уплотнений. По мере увеличения узелка уменьшается диапазон движения пальцев. Кожа на ладонях сморщивается.

Болезнь впервые может проявиться после инсульта. Если поражается правая часть мозга, то контрактура развивается на левой руке. И наоборот. Спровоцировать начало заболевания могут и другие состояния, приводящие к утолщению сухожилий.

Возможные осложнения заболевания

Контрактура Дюпюитрена вызывает частичное ограничение диапазона движений пальцев, так как разогнуть их полностью не получается. Если болезнь принимает тяжелую форму, на тыльной стороне проксимальных межфаланговых суставов образуются узлы. Со временем в месте перехода кисти в запястье формируются бугры, возможно осложнение в виде плечелопаточного периартрита. Также считается, что есть связь между контрактурой и болезнью Пейрони (искривлением мужского полового члена, заметным только в эрегированном состоянии).

Методы лечения контрактуры кистей

Перед тем как лечить контрактуру, ее диагностируют с помощью простого теста. Пациента просят положить руку на стол. Если между ладонью и плоскостью столешницы нет свободного пространства, патологии нет. Если между ними можно просунуть как минимум ручку, ставится соответствующий диагноз.

На начальной стадии развития болезни, когда деформация кисти незначительна, пациенту назначают лучевую терапию. Она помогает остановить прогрессирование контрактуры и сохранить функциональность руки. Для облучения используют волны рентгеновского спектра. Эффективностью обладает также электронно-лучевое излучение.

Если контрактура Дюпюитрена обладает ярко выраженной симптоматикой, пациенту назначают операцию — фасциэктомию . Варианты ее проведения:

• Под наркозом. Пациента вводят в наркотический сон, во время которого на кисти делают разрезы. Через них удаляется патологически разросшаяся ткань, которая снижает пальцевую подвижность. При рецидиве заболевания дополнительно удаляется часть кожного покрова.
  • Под местной анестезией. Этот вид операции отличается меньшей травматичностью и быстрым восстановлением. Пациента обезболивают местно, после чего удаляют разросшуюся ткань через маленькие надрезы.
  • Малоинвазивная методика, проводимая под местным обезболиванием. Все манипуляции проделываются с помощью тонкой иглы. После их окончания хирург просит пациента вытянуть пальцы. В это время тяж, ранее препятствовавший полному разгибанию, рвется. В результате подвижность возвращается.

Получить качественное лечение контрактуры Дюпюитрена жители Москвы и Московской области могут в медицинском центре «Гармония». Наши хирурги  установят причину появления симптома и подберут грамотное лечение, которое позволит предотвратить ограничение функциональности верхних конечностей.

Онлайн запись

Записывайтесь к любым врачам: просто, быстро, не выходя из дома

Сертифицированные доктора

пн-сб 08:00 - 20:00, вс выходной