Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) – прогрессирующая патология. При отсутствии терапии она приводит к осложнениям, вплоть до гибели пациента. Недуг чаще развивается у мужчин зрелого возраста. Это связано с курением, работой на вредном производстве и другими факторами.

Развитие, степени тяжести и симптомы ХОБЛ

Под воздействием провоцирующих факторов снижается местный иммунитет дыхательной системы. Вырабатывается избыточное количество мокроты, повышается ее вязкость. Создаются оптимальные условия для размножения патогенной микрофлоры. Это приводит к тому, что в легких начинается воспалительный процесс. Позже он приобретает хроническую форму. Повреждаются кровеносные сосуды, питающее орган, меняется структура его тканей. В результате этого в дистальной области сужается просвет бронхов, снижается их проходимость, у больного появляются первые клинические признаки патологии.

С течением времени симптомы усиливаются, развивается состояние, опасное для жизни человека. Нарушается газообмен в крови, снижается уровень кислорода в ней, а содержание углекислого газа, напротив, увеличивается. Это приводит к тому, что внутренние органы испытывают недостаток О2, их функциональность теряется. В дальнейшем это провоцирует развитие недостаточности, инвалидность, а в тяжелых случаях – летальный исход.

Степени тяжести ХОБЛ:

• Предварительная. Характеризуется повышенным отхождением мокроты, сухим кашлем. Функции и структура тканей легких не изменена.
  • Начальная. У больного появляется хронический кашель с выделением мокроты, дыхание слегка затруднено.
  • Среднетяжелая. Появляется одышка, легкие приступы нехватки кислорода. Эти симптомы возникают при движении.
  • Тяжелая. Проявления болезни наблюдаются и в состоянии покоя. Человек ощущает сильное удушье.
  • Крайне тяжелая. Характеризуется дыхательной и сердечной недостаточностью.

Тяжелая и терминальная стадии требуют немедленной госпитализации. В противном случае у больного развивается асфиксия, происходит отказ внутренних органов. Опасность заключается в том, что ХОБЛ развивается постоянно и довольно интенсивно, поэтому ухудшение самочувствия может наступить неожиданно. В этом случае требуется немедленно вызвать бригаду скорой помощи и доставить пациента в медицинское учреждение.

Причины и факторы риска

• табакокурение;
  • занятость на вредном производстве (в шахте, предприятиях перерабатывающей, металлургической, химической промышленности);
  • неблагоприятная экологическая ситуация в регионе проживания;
  • наследственный фактор (в печени вырабатывается недостаточное количество фермента, который защищает легкие от негативных воздействий окружающей среды);
  • регулярный контакт с агрессивными химическими веществами (кадмий, кремний и прочее).

Диагностика и лечение

Прежде чем назначать лечение, пульмонолог должен выявить не только наличие ХОБЛ, но и установить его причину. Для этого используют многочисленные диагностические методы. Прежде всего, врач проводит беседу с пациентом, это нужно, чтобы собрать анамнез заболевания и определить факторы риска. Далее больного направляют на инструментальное обследование: спирометрия и рентген для оценки состояния легких и определения масштабов их повреждения. Требуются и лабораторные анализы. Это исследование крови и мокроты.

Лечение направлено на устранение симптомов ХОБЛ. В медицинском центре «Гармония» врач делают упор на комплексную терапию, которая включает в себя следующие мероприятия:

• ингаляции с использованием специального оборудования (небулайзеры, спейсеры);
  • медикаментозная терапия с назначением муколитических, глюкокортикостероидных препаратов, средств для расширения просвета бронхов, антибиотиков (при обострениях);
  • кислородотерапия для нормализации общего состояния больного.

Лечение включает в себя коррекцию образа жизни. Устраняют все негативные факторы, которые агрессивно действуют на органы дыхания. Это отказ от курения, контакта с химикатами. Если нужно, пациенту рекомендуют сменить место работы и жительства.

Кроме того, врач расскажет пациенту о том, как самостоятельно справляться с приступами, поддерживать свой организм. Это важно, ведь ХОБЛ – заболевание, не поддающееся полному лечению. И человек должен знать, как помочь себе в опасной ситуации.

Онлайн запись

Записывайтесь к любым врачам: просто, быстро, не выходя из дома

Сертифицированные доктора

пн-вс 08:00 - 20:00