корешковый синдром

Корешковый синдром, иначе называемый радикулопатией, — это комплекс симптомов, возникающих при сдавлении спинномозговых нервов в корешковой части.

Радикулопатия сопутствует многим заболеваниям позвоночника и заметно ухудшает самочувствие больного.

Без лечения длительно протекающий корешковый синдром приводит к мышечной гипотрофии мышц и нарушению работы внутренних органов.

Корешковый синдром развивается на фоне следующих патологических состояний:

• травмы спины и врожденная деформация позвонков;
  • остеохондроз, остеопороз;
  • межпозвоночные грыжи и протрузия диска;
  • длительное сидение в неправильной позе и искривление позвоночника;
  • чрезмерные физические нагрузки;
  • туберкулез, остеомиелит, сифилитическое поражение позвоночника;
  • спондилез, спондилоартроз;
  • опухоли.

Классификация

Классификация корешкового синдрома учитывает топографию защемленных нервов (шейные, грудные, поясничные и т. д.).

В зависимости от характера поражения различают три основных вида радикулопатии:

• дискогенная — наиболее частый тип, возникает при дисковых грыжах, при длительном течении высок риск паралича;
  • вертеброгенная — защемление нерва в стенозированных фораминальных отверстиях, требует срочной медицинской помощи;
  • смешанная — нерв ущемляется за счет деформации межпозвоночного диска и остеофитов на телах позвонков.

Симптомы

Корешковый симптомокомплекс проявляется болью, нарушением чувствительности по ходу поврежденного нерва и неправильной работы отдельных органов. Симптоматическая картина зависит от поражения отдельных корешков.

Корешковый синдром в шейном отделе провоцирует боль и нарушение чувствительности на затылке, задней/боковых поверхностях шеи, в руке до кончиков пальцев. Отмечается слабость большой грудной, бицепса/трицепса и мышц, разгибающих пальцы. Ограничена подвижность в плечевом суставе.

Радикулопатия в грудном отделе проявляется болью разной интенсивности в плечевом суставе, межреберье, молочных железах, эпигастрии, паху. Нередко имитирует стенокардию, провоцирует симптомы острого живота и дискинезии желчевыводящих путей. Снижены брюшные рефлексы, отмечаются гипотрофические изменения и парастезии кистей рук.

Защемление поясничных корешков вызывает боли от паха до первых двух пальцев стопы. Развивается мышечная гипотрофия конечности. Сгибание бедра затруднено, коленный рефлекс ослаблен, при повороте стопы возникает эффект «прихлопывания».

При крестцовой радикулопатии боль и нарушение чувствительности распространяется от крестца по задней наружной поверхности конечности на стороне поражения, до стопы.

Икроножная мышца гипотрофирована. Ахиллов рефлекс иногда ослаблен. При поражении сразу трех спинномозговых нервов возникает непроизвольные акты мочеиспускания и дефекации.

Лечение

Основное лечение направлено на устранение причины, вызвавшей корешковый синдром.

Во избежание развития мышечной атрофии и парезов следует своевременно проводит обезболивание.

Длительная боль разрушает миелиновую оболочку нерва и затрудняет лечение основного заболевания.

Наряду с инъекциями НПВС и паравертебральными блокадами активно применяется ударно-волновая терапия.

Процедуры УВТ улучшают кровоснабжение в зоне поражения и предупреждают развитие необратимых изменений.

В клинике «Гармония» ведут прием опытные неврологи, которые помогли многим пациентам избежать инвалидности.