Мастоидит — это воспаление сосцевидного отростка височной кости, которое возникает преимущественно на фоне осложнения отита. Заболевание сопровождается выраженной интоксикацией, повышением температуры тела, без лечения может приводить даже к снижению слуха. Отоларинголог устанавливает диагноз по результатам осмотра, оценке жалоб пациента и данных диагностики (отоскопия, бакпосев ушных выделений, КТ).

Причины мастоидита

Чаще всего отоларингологам приходится сталкиваться со вторичным мастоидитом, который возникает вследствие распространения инфекционно-воспалительного процесса из среднего уха на окружающие ткани. Спровоцировать болезнь могут пневмококки, стафилококки, стрептококки. Способствует воспалению скопление гноя, отток которого в идеале происходит через отверстия в барабанной перепонке. После выздоровления они затягиваются, не нарушая слух.

Первичное воспаление возникает при бытовых и профессиональных травмах, случайных ранениях. Снижение активности иммунной защиты при хронических патологиях эндокринной системы (сахарный диабет, ожирение) и заболеваниях носоглотки может ускорить распространение инфекции, особенно на фоне перенесенных ранее ЛОР-болезней.

Виды и симптомы мастоидита

В зависимости от этиологии воспаление может быть первичным и вторичным, а также травматическим, гематогенным и отогенным. Специалисты отдельно выделяют атипичную форму болезни, которая характеризуется замедленным течением, не имеет яркой симптоматики.

Основные симптомы патологии:

• резкое повышение температуры тела;
  • головная боль;
  • гиперемия, отечность кожи за больным ухом;
  • шум в ушах, болевой синдром;
  • гноетечение из уха;
  • снижение слуха;
  • чувство давления и пульсации в области расположения сосцевидного отростка.

Интенсивная боль является главным клиническим проявлением мастоидита. Болевые ощущения могут распространяться на всю верхнюю челюсть и височную часть. Гной обильно выделяется из слухового прохода.

Как лечить мастоидит?

При остром процессе назначают антибиотики широкого спектра действия. Дополнительно специалисты рекомендуют использовать противовоспалительные, антигистаминные средства. При хронических ЛОР-заболеваниях и ослаблении иммунитета могут применяться иммуностимулирующие препараты. При отсутствии дренирующего отверстия в барабанной перепонке проводят парацентез, санирующие операции, целью которых является очищение полости среднего уха от накопленного гнойного содержимого.

Если эффект от консервативной терапии отсутствует, проводится мастоидотомия. Операция предполагает рассечение и удаление патологически измененных тканей хирургическим путем. Восстановление проходит в течение 2-3 недель.

В клинике «Гармония» работают отоларингологи;с многолетним опытом, которые сделают всё возможное для лечения мастоидита консервативными методами. Главное — своевременно обращайтесь за помощью, когда можно остановить инфекцию с помощью медикаментов и избежать развития осложнений.

Если вы оздоравливаетесь в нашем центре всей семьей, вы можете участвовать в программе скидок

в нашем медицинском центре работают только лучшие специалисты