Носовое кровотечение обычно возникает от перенапряжения или перегрева и не несет опасности. Но если оно повторяется из раза в раз со значительными потерями крови, сопровождается головными болями, нужно принимать меры.

Причины носовых кровотечений

• Перегрев на солнце, нахождение в душном помещении, во время посещения бани, сауны;
  • Авитаминоз, дефицит витаминов К и С;
  • Резкий перепад давления во время ныряния, полета на самолете или подъема в горы;
  • Вдыхание агрессивных химических веществ;
  • Болезни сердца и сосудов;
  • Патологии крови (лейкемия, геморрагический диатез, гемофилия);
  • Патологии надпочечников, почек и печени;
  • Гормональные расстройства (гипотиреоз и другие);
  • ОРВИ и грипп;
  • Стрессы и переутомления;
  • Прием кроворазжижающих препаратов (гепарина, аспирина и других);
  • Механические травмы носа;
  • Гормональные перестройки в период взросления, а также у беременных женщин.

Кровь из носа у ребенка и подростка

У малышей часто это реакция на сухой воздух в помещении. Капилляры пересыхают и становятся хрупкими. Решить проблему поможет создание правильного микроклимата в детской: температура 18–20 градусов и влажность выше 50%.

Еще одна причина – дети любят поковыряться в носу, чем травмируют мелкие сосуды. Такое кровотечение необильное и быстро проходит. Проблема возникает у активных ребят, которые могут удариться или подраться. А также сопровождает школьников в моменты волнений и стрессов – перед экзаменами и во время итоговой аттестации.

Как и у взрослых, у ребенка симптоматика бывает связана с авитаминозом, вегетососудистой дистонией, хроническим насморком.

У девочек-подростков в период полового созревания возможны заместительные кровотечения. Кровь активно приливает не только к половым органам, но и к тканям носа. Сосуды могут не выдерживать и лопаться. Обычно проблема проходит со временем, но лучше проконсультироваться у детского гинеколога, эндокринолога и отоларинголога.

Первая помощь

1. Успокойте пострадавшего. Чем больше волнуется человек, тем активнее бьется сердце и сильнее кровотечение.
  2. Лучшая поза – сидя, слегка наклониться вперед. Нельзя ложиться на спину, сильно запрокидывать голову, хотя многие рефлекторно делают именно это. Так вы не остановите кровотечение, будете просто заглатывать кровь. Появится риск захлебнуться.
  3. Сожмите на несколько секунд крылья носа пальцами, можно поместить в ноздрю ватный тампон, смоченный перекисью водорода, или воспользоваться сосудосуживающими каплями.
  4. Необходимо восстановить дыхание: ослабьте одежду на шее, проветрите помещение.
  5. Дышать нужно глубоко и ровно: вдох носом, выдох ртом.
  6. Заверните лед в полотенце или просто смочите ткань холодной водой. Приложите холод к переносице. Ноги в этот момент желательно держать в тепле. В области носа сосуды сузятся, а на периферии расширятся, и кровь отольет от лица.
  7. Если страдаете гипертонией, измерьте давление. При высоких показателях выпейте таблетку, нормализующую АД.
  8. Если кровь не останавливается в течение 15–20 минут, кружится голова, звенит в ушах, появилась тахикардия – вызывайте скорую.

В чем опасность

Повторяющиеся носовые кровотечения могут говорить о дефекте сосудистой стенки. Регулярные потери крови приведут к анемии и снижению иммунитета. Ситуацию исправит прижигание сосуда помощью жидкого азота, радиоволны или лазера.

В редких случаях носовое кровотечение приводит к серьезным потерям крови, анемии. У больного начинается одышка, учащается сердцебиение, падает артериальное давление, случается обморок. Опасно кровотечение, локализующееся глубоко, кровь течет по задней стенки гортани, пострадавший может поперхнуться, захлебнуться.

Кровь из носа является симптомом серьезных заболеваний: гипертонии, ишемической болезни сердца, атеросклероза, гипотиреоза, патологии надпочечников, почек и печени, туберкулеза. Тогда необходимо пройти обследование у узких специалистов.

Иногда кровь из носа идет при внутренних кровотечениях. Если она ярко-алая, немного пенится – поражение в легких, а если коричневатая, кофейного оттенка – в желудке.

К какому врачу обратиться

Есть кровотечения частые, обильные, их трудно остановить, запишитесь на прием к отоларингологу. Он оценит состояние сосудов. При необходимости назначит консультацию терапевта и кардиолога, чтобы исключить ВСД, гипертонию, другие патологии. В медицинском центре «Гармония» принимаю врачи-отоларингологи высшей категории. В одном место получится пройти необходимых специалистов, сдать нужные анализы. В клинике также работает детский ЛОР-врач. Решить проблему повторяющихся кровотечений реально за один–два приема.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00