Гигиенический уход за носовой полостью и ушным проходом должен регулярно осуществляться в домашних условиях. Но когда появляются ЛОР-проблемы, очищение уха, носа, носовых пазух стоит доверить врачу.

Туалет уха: кому необходим, как делают

Профессиональная обработка ушной раковины, слухового прохода показана при отитах, а также при образовании серных пробок или для удаления постороннего предмета. Перед приемом у отоларинголога также может понадобиться очистить ухо, чтобы отоларинголог мог осмотреть орган, оценить состояние барабанной перепонки.

При необходимости, вход в ухо обрабатывается антисептиком, чтобы убрать гной, кожные чешуйки, грязь. Далее следует основное очищения. Выделяют два способа:

1. Сухой. Осуществляется при помощи специального зонда. На кончик инструмента наматывается стерильная вата. Медработник аккуратно вводит инструмент в проход, постепенно очищает его вращательными, промакивающими движениями. Загрязнившуюся вату несколько раз меняют на новую. Манипуляции повторяются до тех пор, пока ватный наконечник перестает загрязняться. Лор контролирует процесс с помощью отоскопа. Зонд погружают в ухо не более, чем на 2–2,5 сантиметра.
  2. Влажный. Применяется, чтобы обработать ухо при воспалительном процессе или извлечь серную пробку. Применяют антисептик либо физраствор. Чтобы создать необходимый напор, берут большой шприц. Также существуют аппараты – ирригаторы со специальными насадками. Перед тем, как избавиться от серной пробки, ее размягчают особыми каплями или перекисью водорода.

После очистки слухового прохода наружное ухо обрабатывается спиртовым раствором, антисептиком, борной кислотой на выбор.

Промывание носа в больнице: показания, ход процедуры

Профессиональная гигиена органов дыхания необходима при сильном насморке, в том числе аллергическом, при инфекциях пазух (гайморитах, синуситах), а также если слизь стекает по задней стенке гортани. Требуется детям при респираторных заболеваниях любой степени. Так как маленькие пациенты не всегда умеют качественно сморкаться. Чаще всего используют:

• обычный физраствор;
  • гипертонические растворы соли (концентрация 3–7%);
  • антисептики (хлоргексидин, фурацилин, мирамистин и другие);
  • антибактериальные препараты.

Доктор промывает нос вручную. Для глубокой промывки пазух используется медицинская установка. При гайморите показана так называемая «кукушка». Пациент лежит с запрокинутой головой, периодические произносит «ку-ку». Антибактериальный раствор под напором подается в одну из ноздрей. Из другой с помощью специальной трубки отсасывается жидкость с отделяемым пазух, гноем.

Перед началом закапывают сосудосуживающие капли, чтобы снять отек. Основные врачебные манипуляции занимают не более 15 минут. «Кукушка» неприятная, но при умелом проведении терпимая.

Самостоятельный туалет ЛОР-органов

В домашних условиях допускается использование физраствора, препаратов на основе морской соли, антисептиков. Обычно такие растворы выпускают в форме спреев для неглубокого промывания. Лекарство должно быть комнатной температуры.

Использовать для самостоятельного промывания подручные средства, медицинские груши строго запрещено. Можно повредить слизистую, занести инфекцию. Особенно осторожно следует проводить туалет носа у детей, чтобы не травмировать органы дыхания.

При чистке ушей так же необходима осторожность. Делать это следует неглубоко с помощью ватной палочки и жгута. Для детей есть палочки с ограничителем. Каждое ухо обрабатывают отдельной палочкой. Ушную раковину и вход в ухо можно обработать перекисью водорода

или раствором антисептика. Применять для чистки прохода острые предметы нельзя.

Когда необходима консультация отоларинголога

При подозрении на гайморит, затяжном насморке, воспалении уха, частичной потере слуха нужна консультация специалиста. Глубокое очищение носа, пазух, слухового канала безопасно делать только в клинике. Лор оценит состояние, выпишет лекарство, назначит физио.

Очищение ЛОР-органов – вспомогательное действие при лечении воспалительных процессов. Их сочетают с медикаментозной терапией, физиолечением. Частоту, длительность процедур определит отоларинголог.

В медицинском центре «Гармония» прием ведут специалисты со стажем работы около 10 лет. Профессиональное очищение ЛОР-органов доступно для пациентов любого возраста. Проводится быстро, безболезненно, вручную или на современном оборудовании.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00