Тугоухость представляет собой заболевание, при котором наблюдается поражение слухового аппарата.

Оно приводит к невозможности воспринимать звуки окружающего мира, искажению сигналов и нарушению речевой способности.

Болезнь может проявляться слабой симптоматикой, когда слух частично ослабевает, а также полной глухотой.

Скорость развития недуга зависит от первопричинных факторов, вызвавших нарушения в работе слухового аппарата.

Формы и особенности заболевания

Типичная форма заболевания выражается клинической картиной: больной не различает слова, не слышит голоса, окружающий мир.

Это затрудняет общение, так как речь не воспринимается внутренним ухом.

Различают формы болезни по степени тяжести и симптомам проявления:

• Врожденная или ранняя тугоухость, которая сопровождается тотальной глухотой. По статистике, 1 из 10000 новорожденных страдает таким заболеванием.
  • Приобретенная форма болезни встречается среди людей среднего и преклонного возраста. В России 13% больных приходится на категорию граждан в возрасте от 40 до 78 лет. Некоторые симптомы указывают на наличие тугоухости при сохраненной возможности слушать и понимать собеседника.

Глухота не является сопутствующим недугом, вызванным или следующим за тугоухостью.

Лечению поддается приобретенная форма болезни в силу возможностей диагностики.

Ребенок с врожденной патологией не может отличать звуки и понимать их.

Из-за этого трудно диагностировать болезнь вовремя и начать лечение.

Классификация заболевания

Существует утвержденная классификация тугоухости, которая устанавливается по степени поражения слухового аппарата, уровня нарушения слуха. Выделяют следующие виды:

1. Кондуктивная симптоматика. Вызвана сторонними причинами, которые приводят к нарушениям в работе слухового аппарата. Это препятствия – серные пробки, наросты, опухоли, средний или наружный отиты.
  2. Сенсоневральная тугоухость сопровождается неправильной работой нейронных соединений. Во внутреннем ухе происходят механические колебания в ответ на внешний раздражитель – звук, которые не выдерживают шумов и преобразуются в импульсы электрического типа. Волосковые клетки умирают, после чего наступает частичная потеря слуха.
  3. Болезнь Меньера также становится физиологической причиной тугоухости. Из-за повышенного давления жидкости во внутреннем ухе развивается глухота.
  4. Приобретенная тугоухость возникает из-за приема сильных антибактериальных препаратов. Антибиотики аминогликозидного ряда сильнее воздействуют на слуховой аппарат, чем нестероидные вещества.
  5. Смешанная форма болезни наступает при взаимодействии факторов, влияющих на кондуктивную форму тугоухости и внешние причины развития приобретенного недуга.

Последний вид заболевания также подразделяется на несколько форм проявления:

• Внезапная тугоухость;
  • Острая форма;
  • Хроническая болезнь.

Внезапная форма заболевания наступает непосредственно из-за травм среднего и внутреннего уха. Первичная потеря слуха бывает после заражения вирусом герпеса, свинкой, кори, когда нарушается кровообращение. Симптоматика больных одинаковая, все указывают на «внезапный обрыв» слуха, поражается только одна сторона. Вторая способна улавливать звуки мира и речи.

Среди детей дошкольного возраста могут встречаться больные, у которых болезнь является приобретенным недугом вследствии перенесенного заболевания: корь, менингит, паротит.

Некоторым пациентам устанавливают механические аппараты для преобразования и распознавания звуков речи.

Для постановки диагноза учитывается симптоматика больного.

Сначала устанавливаются причины, степень поражения и устойчивость болезни.

Первичный осмотр предполагает применение аудиометрии – измерение остроты слуха.

Далее ЛОР устанавливает степень поражения уха, и при подтверждении диагноза проводится консультация с сурдологом.

Он различает особенности болезни, выделяет факторы, указывающие на кондуктивную или нейросенсорную тугоухость.

Далее назначается отоскопия: среди больных с патологией она не будет выявлено поражение барабанной перепонки, как в случае кондуктивной болезни.

Лечение тугоухости

В качестве основного вида лечения кондуктивной тугоухости применяется оперативное вмешательство.

Коррегировать гибель нейросенсорных волосков невозможно, поэтому при патологическом факторе операция бессмысленна.

На ранней стадии допускается лечение препаратами в условиях стационара в клинике «Гармония» г. Лобня.

Дополнительно назначаются физиотерапия и электростимуляция. Положительный эффект позволит продолжить лечение путем протезирования слухового аппарата.

В нашей клинике ЛОР индивидуально подбирает методику лечения в каждом отдельном случае.

Для профилактики заболевания рекомендуется полное обследование и консультация специалиста.

Онлайн запись

Записывайтесь к любым врачам: просто, быстро, не выходя из дома

Сертифицированные доктора

пн-сб 08:00 - 20:00, вс выходной