Оофоритом называют воспаление яичников — парных женских половых желез, расположенных в полости малого таза. Заболевание распространено среди женщин детородного возраста. Оно опасно для женской репродуктивной системы, а потому требует быстрого и грамотного лечения.

Почему воспаляются яичники

Оофорит — инфекционное заболевание. Оно развивается при попадании в яичники патогенных и условно патогенных микроорганизмов. К ним относятся некоторые грибки, вирусы и бактерии. Часто возбудителем болезни становятся стафилококки, стрептококки, кишечная палочка или энтерококки. Внутрь органов малого таза они проникают восходящим путем. Сначала микробы попадают во влагалище, затем — в матку, после — в фаллопиевы трубы. Только потом они достигают яичников.

Развитие оофорита могут спровоцировать:

• выскабливание матки;
  • сложные роды или аборт;
  • введение внутриматочной спирали или ее извлечение;
  • эндоскопическое исследование шейки, а также полости матки;
  • беспорядочные половые контакты без использования средств барьерной контрацепции (презервативов).

Условно патогенная микрофлора содержится в женских репродуктивных органах постоянно, но к развитию патологий не приводит. Она становится причиной воспаления только при создании подходящих условий для активного размножения микробов. Этому способствует переохлаждение и общее снижение иммунитета. Патогенные возбудители в норме в организме отсутствуют.

Симптомы оофорита

Первый признак болезни — болевые ощущения внизу живота. Они могут быть локализованы с одной или двух сторон. Это зависит от того, воспалена только одна железа, или сразу две. Боль может отдавать в крестец. Она усиливается во время менструации и на холоде.

Другими симптомами оофорита являются:

• повышение температуры тела до +38 оС;
  • гнойные выделения из влагалища с неприятным запахом;
  • нерегулярные менструации;
  • изменение количества менструальных выделений (их становится больше или меньше, чем обычно).

Иногда заболевание сопровождается нарушением мочеиспускания. Оно может стать болезненным, учащенным и затрудненным. Это связано с давлением, которое оказывает на мочевой пузырь яичник, отекший в результате воспаления. Женщины также могут отмечать вздутие живота, ослабление полового влечения, отсутствие оргазма и боль во время полового акта.

Осложнения и последствия заболевания

При отсутствии лечения оофорит вызывает серьезные осложнения. Болезнь меняет структуру слизистых оболочек репродуктивных органов, затрудняя перемещение плодного яйца от яичника к матке. В результате повышается риск трубной (внематочной) беременности. Патология часто становится причиной женского бесплодия.

Оофорит также может вызвать перитонит или инфекции мочевыделительной системы: пиелонефрит, цистит. Иногда болезнь приводит к формированию межкишечных и ректовагинальных абсцессов, требующих хирургического вмешательства. Каждая пятая женщина, перенесшая оофорит вместе с сальпингитом, страдает от хронической тазовой боли. Причина ее возникновения медицине пока неизвестна.

Прогноз и методы лечения патологии

Для жизни женщины прогноз благоприятный, но риск развития бесплодия высок. Минимизировать его помогает грамотное лечение. Оно включает в себя:

• Медикаментозную терапию (является основным методом лечения). При бактериальной форме болезни назначают антибактериальные препараты. При вирусных и грибковых инфекциях лечение требует соответственно противовирусных и противогрибковых средств. При сильной боли назначают обезболивающие лекарства.
  • Физиотерапию (в дополнение). Положительно на состоянии здоровья органов малого таза сказывается воздействие магнитного поля, слабого электрического тока и ультразвука. Выздоровлению также способствуют курсы электрофореза.
  • Хирургическое вмешательство. Требуется при отсутствии эффекта от антибактериальной терапии, если внутри обнаружены гнойники. Операция также показана при развитии инфекционно-токсического шока, разрыве абсцесса или высоком риске развития перитонита. Обычно ее проводят методом лапароскопии (через разрезы длиной до 1 см).

Чтобы сохранить женское здоровье, при появлении болей внизу живота и других необычных симптомов обращайтесь в медицинский центр «Гармония». Наши гинекологи проведут диагностику, установят причины нарушений и назначат грамотное лечение. Раннее выявление оофорита позволит снизить риск развития бесплодия, а также опасных для жизни состояний, требующих оперативного вмешательства.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00