остеохондроз

Остеохондроз — это поражение хрящевых структур позвоночника дегенеративно-дистрофического характера.

Хроническое заболевание приводит к повреждению межпозвоночных дисков, вызывает интенсивные боли и постепенно ограничивает подвижность в зоне патологических изменений.

В тяжелых случаях больным грозит инвалидность и сложная операция по протезированию.

Причины

Остеохондроз развивается на фоне повышенной, неравномерной нагрузки на позвоночник.

Часто заболевание регистрируется у пожилых людей, однако первые изменения фиксируются уже в молодом возрасте.

К факторам риска относятся малоподвижный образ жизни, нарушение осанки и плоскостопие, постоянные стрессы, курение, обменные нарушения и множественные беременности у женщин.

Классификация остеохондроза

При постановке диагноза «остеохондроз позвоночника» уточняется место локализации дегенеративно измененных суставных структур.

Различают остеохондроз:

• поясничного отдела — 50% всех случаев, обусловлен максимальной нагрузкой на поясницу;
  • шейного отдела — часто болеют офисные сотрудники, работающие за компьютером, и водители;
  • грудного отдела — зачастую является следствием искривления позвоночного столба;
  • распространенный — дегенерация охватывает два и более отделов позвоночника.

В своем развитии остеохондроз проходит несколько стадий:

• дисковая нестабильность (I ст.),
  • протрузия дисков (II ст.),
  • формирование межпозвоночной грыжи (III ст.),
  • выраженное нарушение двигательной функции, сопровождающееся спондилезом и спондилоартрозом (IV ст.).

Симптомы

Симптоматическая картина развивается постепенно и зависит от уровня повреждения позвоночного столба.

Для всех типов остеохондроза характерны рефлекторная болевая реакция на сдавление сосудов (цервикалгия, люмбаго) или корешковый синдром (скованность движений, напряженность прилегающих мышц, парестезии).

• Поясничный остеохондроз — провоцирует резкие или постоянные ноющие боли в пояснице с иррадиацией в крестец и ноги. Болевые ощущения усиливаются при движении и физической нагрузке, заставляют больного принять вынужденную позу. С течением болезни может развиться парестезия (нарушение чувствительности) ног, в тяжелых случаях нарушается работа тазовых органов.
  • Шейный остеохондроз — на начальной стадии характеризуется частыми головокружениями и постоянной головной болью, трудно купируемой анальгетиками. Боль и скованность шейных мышц распространяется на плечевой пояс и верхние конечности. Нередки «мелькание мушек», появление цветных молний в глазах и звона в ушах. В тяжелых случаях снижается слух/зрение, случаются ишемические атаки мозга и инсульты.
  • Грудной остеохондроз — боль между лопатками и в груди усиливается при движении и глубоком дыхании, характерны ощущение кругового сдавления груди и приступы межреберных болей. Пациенты отмечают мурашки по телу с одной стороны и часто путают обострение остеохондроза с инфарктом.

Лечение

Консервативная терапия эффективна только на начальной стадии остеохондроза и при купировании болевого синдрома.

Лечебный комплекс включает медикаментозную терапию (обезболивающие и противовоспалительные препараты, блокады, длительный прием хондропротекторов), физиотерапию и остеопатию, ЛФК, массаж, вытяжение позвоночника.

В тяжелых случаях единственно верное решение — операция по установке фиксирующих конструкций или эндопротезирование.

В медицинском центре «Гармония» болевой синдром при остеохондрозе успешно купируется ударно-волновой терапией. Атравматичное воздействие инфразвуковыми волнами позволяет уменьшить дозу и длительность приема сильнодействующих препаратов, снизить риск побочных эффектов.

УВТ также используется в период послеоперационной реабилитации, так как ускоряет восстановления хрящевой ткани и срастание костей.