Острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС) – крайне тяжелая разновидность легочной (дыхательной) недостаточности. Согласно данным Европейского пульмонологического фонда, в разных странах число больных с этим диагнозом колеблется от 10 до 58 на 100 тыс. человек. Показатель смертности среди пациентов при этом варьирует от 27% до 45%. Средний срок реабилитации - от полумесяца до года. Еще одно название болезни - респираторный дистресс-синдром взрослых (РДСВ).

Причины развития ОРДС

Причины возникновения болезни принято подразделять на 2 категории.

Прямые (связанные с повреждениями дыхательных путей):

• Аспирация (непроизвольное перемещение) содержимого желудка в легкие.
  • Попадание в организм дыма, ядовитого газа и других вредных веществ в процессе дыхания.
  • Травма легких в тяжелой форме.
  • Жировая эмболия, из-за которой органы дыхания постепенно заполняются жиром.
  • Попадание в легкие большого количества воды (например, когда человек тонет).
  • Пневмония

Косвенные (провоцируемые повреждением других органов и частей тела):

• Частые переливания крови, в перерывах между которыми организм не успевает восстановиться.
  • Шок.
  • Наркотическая или алкогольная передозировка.
  • Панкреатит и другие болезни поджелудочной, протекающие в острой форме.
  • Образование тромбов
  • Тяжелый сепсис, возникающий в результате гиперреакции иммунной системы и провоцирующий обширный отек.

Симптоматика заболевания

Респираторный дистресс-синдром не является самостоятельным заболеванием и не имеет каких-то специфических (присущих исключительно ему) симптомов. Поскольку развивается он на фоне других болезней органов дыхания, сигнализирует об опасности не само наличие какого-то симптома, а степень его тяжести или уместность в той или иной ситуации. Так, врача должно насторожить, если у пациента:

• Усиливается одышка.
  • Наблюдается продолжительный беспричинный (на первый взгляд) кашель.
  • Синеют и/или немеют губы, пальцы рук и ног.
  • Начинается легочная недостаточность без сопутствующих причин (например, проблем с сердцем).

Диагностика и методы лечения

С момента появления основного заболевания до полноценного развития дистресс-синдрома в среднем проходит от 12 часов до 7 суток. Врач отправляет пациента на рентгенографию, где проверяет легкие на наличие в них жидкости. После постановки диагноза определяется способ лечения заболевания:

• Первая помощь: переворот пациента со спины на живот, подключение к парентеральному питанию – внутривенному введению питательных веществ в обход желудочного тракта.
  • Экстракорпоральная мембранная оксигенация – забор крови у пациента для последующего ее обогащения кислородом и возврата в организм.
  • Ограничение поступления новой жидкости в дыхательные пути и удаление уже имеющейся.
  • Принудительная вентиляция легких, если самостоятельно они работать уже не могут.
  • Что касается фармакологических препаратов, которые бы были эффективны в борьбе с ОРДС, на данный момент их не существует.

Если вам диагностировали острый респираторный дистресс-синдром, действовать нужно незамедлительно. Нередко это заболевание приводит сначала к множественному отказу внутренних органов, а затем и к смерти. Пульмонолог медицинского центра «Гармония» не допустит подобного развитии ситуации. Запишитесь на прием, и он обнаружит любые проблемы дыхательных путей еще на ранней стадии их развития. В работе мы используем современное оборудование, благодаря чему лечение проходит с максимальным комфортом для пациента и с минимальными рисками для его здоровья. Чтобы попасть на прием, позвоните по телефону, указанному в шапке сайта, или воспользуйтесь формой электронной записи.

Онлайн запись

Записывайтесь к любым врачам: просто, быстро, не выходя из дома

Сертифицированные доктора

пн-вс 08:00 - 20:00