Папиллит: симптомы, причины, способы лечения

Папиллитом называют заболевание, при котором анальные сосочки, расположенные в верхней трети анального канала, воспаляются и увеличиваются в размерах. Происходит это по разным причинам, но чаще всего – из-за повреждения папилл твердыми каловыми массами и попадания инфекции. Как итог, сосочки значительно увеличиваются в размерах (могут достигать 3-4 см), начинают выпадать из прямой кишки и ущемляются в анальном отверстии, из-за чего и происходит нарушение кровоснабжения.

Причины, способствующие развитию папиллита

• Малоподвижный образ жизни
  • Гиподинамия.
  • Криптит, проктит и прочие проктологические заболевания.
  • Травмирование анальных сосочков (например, из-за частых запоров, диареи, клизм).
  • Геморрой.
  • Пищевое отравление, когда токсичные вещества выводятся вместе с калом и могут попасть в травмированные анальные сосочки.

Симптоматика заболевания

• Ощущение присутствия в прямой кишке инородного тела.
  • Выпадение достаточно увеличившихся для этого сосочков за пределы ануса.
  • Анальный зуд и/или жжение в районе заднего прохода.
  • Чувство, что кишечник не полностью опорожнен (после похода в туалет).
  • Боли непосредственно во время акта дефекации.
  • Посторонние примеси в каловых массах (кровь или гной, если анальные сосочки травмированы или загноились из-за попадания инфекции в рану).
  • Неконтролируемое выделение кала.
  • Современный уровень развития медицины позволяет диагностировать папиллит на самых ранних стадиях его развития. Для этого проктолог сначала собирает анамнез пациента – какие симптомы у того наблюдаются, какой образ жизни он ведет и т.п. После консультации и опроса врач проводит:
    Пальцевой осмотр.
  • Аноскопию.
  • Ректороманоскопию.

Диагностика папиллита

Чтобы осмотр не доставлял пациенту дискомфорт, врач использует специальный обезболивающий гель. Все эти процедуры позволяют определить местоположение сосочков, оценить их размеры, состояние, форму. Если же пациент затянул с обращением к проктологу, острый папиллит рискует перерасти в хронический. В этом случае могут потребоваться дополнительные анализы и исследования, позволяющие исключить иные, схожие по симптоматике патологии – раковые образования, полипы и т.п.

Варианты лечения

На самой ранней стадии папиллит успешно лечится за счет антибактериальной и противовоспалительной терапии. Однако, поскольку на этом этапе болезнь практически никак себя не проявляет, мало кто обращается за медицинской помощью вовремя. Большинство случаев ранней диагностики папиллита связаны с прохождением планового осмотра у проктолога.

Когда же анальные сосочки увеличиваются до 3-4 см и начинают доставлять пациенту дискомфорт, единственный способ борьбы с ними – удаление. Выполняется оно преимущественно двумя способами:

• Лигированием: папилла пережимается латексным кольцом и через 2-3 дня сама отваливается, лишенная подпитки.
  • Радиохирургическим путем. При помощи аппарата «Сургитрон» воспаленные сосочки быстро и безболезненно удаляются всего за несколько минут.

Обе этих процедуры абсолютно безболезненны (т.к. проводятся под местной анестезией) безопасны и не требуют госпитализации пациента. После операции тот может сразу же вернуться к привычной жизни. Чтобы избежать повторного проявления папиллита, врач может назначить особую диету (чтобы избежать повторного застаивания калловых масс) и дать рекомендации по пересмотру образа жизни.

Проктологи медицинского центра «Гармония» свое дело знают. Записывайтесь на прием, и они максимально быстро и максимально безболезненно избавят вас от папиллита раз и навсегда.

Онлайн запись

Записывайтесь к любым врачам: просто, быстро, не выходя из дома

Сертифицированные доктора

пн-сб 08:00 - 20:00, вс выходной