Большая часть пациенток, обратившихся с к врачу с жалобами на болезненный менструальный цикл, страдают от эндометриоза – заболевания, при котором происходит патологическое разрастание клеток, выстилающих матку. При отсутствии лечения патология прогрессирует и приводит к осложнениям, среди которых бесплодие и высокий риск развития злокачественных новообразований.

Общая характеристика заболевания

Женская репродуктивная система – точный биологический механизм, который функционирует в определенном природой порядке. Одним из этапов репродуктивного цикла является ежемесячное обновление эндометрия – слизистой оболочки, выстилающей полость матки. Клеточный слой необходим для следующих процессов:

• закрепление оплодотворенной яйцеклетки в матке;
  • формирование плаценты.

Если беременность не наступает, часть эндометрия отторгается и выводится из матки

во время менструального цикла.

В ряде случаев клетки эндометрия отторгаются не 1 раз в пределах цикла, а без определенного интервала, провоцируя незначительные кровотечения в промежутках между нормальными месячными. Патологическое отторжение эпителия ведет к развитию воспалительных реакций в прилегающих тканях и разрастанию стенок матки.

Причины и виды патологии

Точные причины, которые вызывают пролиферацию эндометрия, пока не определены. Наиболее вероятными факторами, провоцирующими развитие патологии, считают:

• нарушения в катаболизме клеточных ферментов;
  • гормональные изменения;
  • физиологические особенности организма;
  • перманентный стресс;
  • генные мутации.

Заболевание свойственно женщинам репродуктивного возраста. Средний возраст для группы риска находится в пределах 25-35 лет. В климактерическом периоде число заболевших незначительно – основное число возрастных пациенток страдают от вторичного эндометриоза, развившегося на фоне основной патологии.

В зависимости от локализации процесса, выделяют 2 типа заболевания:

1. Внутренний генитальный эндометриоз. Развивается в результате врастания клеток эндометрия в стенки матки.
  2. Наружный генитальный эндометриоз. Возникает при попадании клеток эндометрия в брюшную полость, вызывая разрастание эпителия вокруг яичников и в тазовой брюшине.

Болезнь начинается как локальное очаговое поражение и постепенно прогрессирует. При отсутствии адекватного лечения возникают множественные глубокие очаги, затем сращивание органов и другие повреждения.

Симптомы заболевания

Многие женщины страдают от болезненного менструального цикла и связывают такое состояние с физиологическими особенностями организма. В 2/3 случаев регулярные боли при месячных являются прямым признаком эндометриоза. Болевой синдром при разрастании эндометрия локализуется в тазовой области и в пояснице, проявляясь как хронические тазовые боли или нециклическая болезненность. Боль часто приступообразная, усиливается при мочеиспускании и дефекации.

Интенсивность и продолжительность болей зависит от индивидуальных физиологических особенностей и может не соответствовать тяжести течения процесса.

Помимо болей, выделяют еще несколько симптомов, характерных для эндометриоза:

• незначительные кровотечения между месячными;
  • дискомфорт и болевые ощущения при половом акте.

Поскольку боли продолжаются на протяжении многих месяцев, а у некоторых женщин длятся годами, часто наблюдается снижение либидо, физическое и психическое истощение.

Диагностика и лечение

Диагностика эндометриоза проводится только в условиях процедурного кабинета – самостоятельно определить наличие заболевания невозможно. Для постановки диагноза необходимо срочно обратиться к гинекологу, который проводит объективный осмотр и назначает диагностику, которая включает:

• УЗИ;
  • МРТ или КТ;
  • диагностическую лапароскопию для гистологического исследования.

Для оценки интенсивности и характера болей врач-гинеколог использует опросник Мак-Гилла.

Тактика лечения эндометриоза направлена на облегчение болей, купирование провоцирующих факторов и восстановление тканей. В план лечения включают:

1. НПВП, анальгетики и спазмолитики. Лекарственные препараты позволяют снизить интенсивность болей и подавляют сопутствующие воспалительные процессы.
  2. Гормональные средства. Прогестагены, КОК и другие препараты стабилизируют гормональный фон, а левоноргестрелсодержащая внутриматочная спираль облегчает тазовые боли.
  3. Хирургическое лечение. Лапароскопия позволяет восстановить нормальную анатомию и сохраняет фертильность.

Если не лечить эндометриоз в клинике, под наблюдением опытного гинеколога, единственным методом лечения остается тотальная гистерэктомия.

Медицинский центр «Гармония» предлагает диагностику и лечение эндометриоза в г. Лобня. Врачи гинекологического центра применяют инновационные методики, которые быстро избавляют от боли и восстанавливают поврежденные ткани. Обследование и лечебные процедуры выполняют высококвалифицированные специалисты, которые помогут быстро справиться даже с самыми деликатными проблемами.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00