Как можно догадаться по названию, профессиональные заболевания легких – это болезни, возникновение и развитие которых так или иначе связано с рабочей деятельностью человека. Многие страны планомерно повышают безопасность на производствах, однако статистика по-прежнему не обнадеживает. Так, ежегодно более 35 тыс. человек умирают из-за поражения легких вредными испарениями и/или производственной пылью.

Основные заболевания легких, связанные с профессиональной деятельностью

Причины поражения дыхательных путей на производстве могут быть самые разные. У одних рабочих состояние здоровья ухудшается из-за ежедневной работы в ненадлежащих условиях (например, у шахтеров). Другие получают повреждения в результате аварийных ситуаций, когда в воздухе резко повышается концентрация вредных испарений, газов, пыли. Однако список основных заболеваний, развившихся на фоне вредного производства, в последние десятилетия практически не меняется. В него входят:

Астма

Данное заболевание является хроническим и проявляется в виде бронхоспазмов. Просветы бронхов сужаются, человек испытывает удушье и стеснение в груди. У него начинается кашель, одышка, свистящие хрипы во время дыхания.

Триггеры, провоцирующие приступы, могут быть самые разные:

• Синтетические соединения и химикаты, присутствующие в составе клеящих материалов, аэрозольных красок и их аналогов.
  • Натуральные белки, содержащиеся в растениях, мясе животных, морепродуктах.
  • Металлы, горные породы и другие материалы, используемые в тяжелой промышленности.
  • Искусственные белки, которые повсеместно добавляют в чистящие/моющие средства, клеевые растворы, ткани.
  • Бактерии, вирусы, микроорганизмы, изучаемые в различных лабораториях и институтах.

Согласно данным ECRHS, астма, развившаяся на фоне профессиональной деятельности, приводит к необратимым изменениям бронхов. Те отличаются неспецифической гиперактивностью, даже если контакт с возбудителем заболевания сведен на «нет». А тяжесть протекания болезни не зависит от пола пациента, его возраста, генетической предрасположенности и вредных привычек (например, курения).

Острые ингаляционные поражения

Возникают, когда в легкие за раз попадает большой объем вредных элементов (например, при пожаре или утечке химических веществ). Дыхательные пути неизбежно повреждаются, причем довольно резко, из-за чего нередко ингаляционные поражения заканчиваются летальным исходом. Или провоцируют развитие различных легочных заболеваний: от астмы до литейной лихорадки и синдрома органической пыли. В основную группу риска входят пожарники, сельскохозяйственные рабочие, персонал неотложной медицинской помощи.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)

До 20% случаев возникновения и развития ХОБЛ связаны с недостаточной безопасностью на рабочих местах. Болезнь провоцируют содержащиеся в воздухе вредные испарения, минеральные наполнители и различные газовые примеси. Когда их концентрация превышает допустимые пределы, у пациента сначала развивается хронический кашель, затем бронхит, а потом и обструктивная болезнь легких. Ежегодно это стоит жизни более чем 40 тысяч рабочим. В основной зоне риска шахтеры и сельскохозяйственные работники.

Рак легких

Согласно статистике, до 5% случаев развития рака легких у женщин и до 15% - у мужчин тесно связаны с вредным воздействием на производстве. Повышенная концентрация в воздухе выхлопных газов, мышьяка, паров никеля и других вредных веществ разрушает дыхательные пути, снижает их работоспособность. Ухудшается ситуация, когда кто-то из работников курит в присутствии коллег, тем самым делая их пассивными курильщиками.

Инфицирование на рабочем месте

В эту группу попадают инфекционные заболевания дыхательных путей бактериального типа. К ним относятся:

• Q-риккетсиоз. Передается преимущественно через домашних животных и грызунов. Основную опасность представляет для сельскохозяйственных работников.
  • Легионеллёз. Бактерии распространяются по вентиляционным системам. Основные очаги заражения – торгово-развлекательные центры, гостиницы, школы и другие ограниченные пространства, где на регулярной основе наблюдается большое скопление людей.
  • Туберкулез. На рабочем месте наибольший риск заразиться этим заболеванием у медиков, обследующих пациентов с соответствующим диагнозом.
  • Пневмокониоз. Развивается из-за продолжительного воздействия на легкие асбестовой, угольной или кварцевой пыли.
  • Экзогенный аллергический альвеолит. Возникает, когда на рабочем месте появляется аллерген, поражающий альвеолы сотрудника. Распространено на производствах, специализирующихся на деревообработке, работе с овощами или птичьим кормом, процессах, в избытке генерирующих органическую пыль.
  • Синдром «Ардистиль». Эпидемия пневмонии в тяжелой форме, провоцируемая применением аэрозольных красящих веществ.

Мезотелиома

Злокачественная вариация заболевания плевры. Возникает при долгом воздействии на дыхательные пути асбеста. В большинстве стран Европы работа с этой группой тонковолокнистых минералов запрещена, в России – нет. Эффективного лечения данного заболевания на данный момент не найдено.

Методы решения проблемы

Как было сказано в начале, многие страны планомерно повышают безопасность на производствах. Вводят новые санитарные нормативы, стандарты, повышают штрафы за их несоблюдение. Однако тем, кто хочет сохранить здоровье в целости, стоит и самим принять участие в этом процессе:

• Если ваше рабочее место не соответствует действующим правилам, требуйте от начальства это исправить.
  • Если изменений не предвидится, задумайтесь о смене работы или напишите жалобу в соответствующие органы.
  • Если ухудшение условий труда временное, озаботьтесь вопросом повышения безопасности самостоятельно.

И обязательно регулярно проверяйтесь у врача. При малейшем ухудшении самочувствия – сразу записывайтесь на прием. Работающие в нашей клинике пульмонологи – профессионалы своего дела. Используя свой немалый опыт и современное оборудование, они обнаруживают болезни дыхательных путей еще на ранней стадии развития. А вовремя подобранное правильное лечение – залог успешного выздоровления!

Онлайн запись

Записывайтесь к любым врачам: просто, быстро, не выходя из дома

Сертифицированные доктора

пн-вс 08:00 - 20:00