Прямая кишка – конечный элемент желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Ее внутренняя поверхность покрыта слизистой оболочкой, а снаружи ее окружает рыхлая жировая клетчатка. По различным причинам орган может воспаляться. Если воспалена слизистая оболочка, то болезнь называют проктитом, если клетчатка – парапроктитом. В обоих случаях пациент нуждается в незамедлительном лечении.

Причины воспаления прямой кишки

Заболевания могут иметь аллергическую природу. Но чаще они вызываются условно-патогенными бактериями, постоянно присутствующими внутри органа и приводящими к воспалению только при наличии провоцирующих факторов. Реже – вирусами, попадающими в ткани кишечника с кровью. Воспалительный процесс может стать следствием инфекций, передающихся половым путем.

Факторы-провокаторы патологий:

• частые запоры/понос;
  • неправильное питание;
  • ослабленный иммунитет;
  • прохождение лучевой терапии;
  • прием антибактериальных препаратов.

Заболевания часто встречаются у пациентов, страдающих пищевой аллергией, болезнью Крона, язвенным колитом. Их возникновению способствуют геморрой и анальные трещины. Патологии могут развиться в качестве осложнения сепсиса, гриппа или ангины.

Симптомы острого проктита и парапроктита

Патологии развиваются как острый воспалительный процесс. Его клиническая картина в обоих случаях идентична. Это связано с близким расположением слизистой оболочки и клетчатки прямой кишки.

Местные симптомы

• запор/диарея;
  • недержание кала;
  • выделение из заднего прохода слизи, гноя, иногда – крови;
  • ощущение неопорожненного кишечника и постоянное желание сходить в туалет;
  • зуд и болевые ощущения вокруг анального отверстия, усиливающиеся при дефекации;
  • боль с левой стороны живота, в промежности (иногда отдает в половые органы или поясницу).

Общие симптомы

• слабость;
  • головная боль;
  • кожные высыпания;
  • ухудшение аппетита;
  • уменьшение массы тела;
  • ломота и боль в мышцах;
  • повышение температуры тела до +38…+39 оС, озноб.

Возможные последствия

Отсутствие лечения при остром проктите приводит к переходу болезни в хроническую форму. На ее фоне часто появляются анальные трещины, а воспаление распространяется на жировую клетчатку и вызывает парапроктит. Все это провоцирует формирование злокачественных опухолей в тканях прямой кишки.

Парапроктит сопровождается образованием большого количества гноя. Обычно это приводит к формированию свища, который находит выход рядом с анальным отверстием. Иногда гнойник прорывается. Тогда гнойные массы распространяются в брюшной полости, вызывая перитонит и вовлекая в воспалительный процесс другие органы. Это может привести к заражению крови (сепсису).

Как лечат патологии

Несмотря на схожесть клинических проявлений, проктит и парапроктит лечат по-разному. Лечение воспаления слизистой оболочки проходит консервативно. Если же воспалительный процесс охватывает кишечную клетчатку, требуется хирургическое вмешательство.

Консервативная терапия

Цель терапии – остановка воспалительного процесса. Для этого пациенту назначают антибиотики (Цефтриаксон, Медаксон) и противомикробные средства (Бисептол, Бактрим). Для промывания прямой кишки делают клизмы с Колларголом, раствором фурацилина или теплым ромашковым настоем. При уменьшении симптомов воспаления дополнительно назначают сидячие ванночки в слабом растворе марганцовки и масляные микроклизмы.

Лечение проктита включает в себя диету. Пациенту рекомендуют исключить из рациона жирные и острые, пряные блюда, алкоголь, продукты с высоким содержанием клетчатки. После выздоровления ему советуют употреблять больше пищевых волокон вместе с фруктами, овощами и крупами для профилактики запоров.

Хирургическое вмешательство

Парапроктит требует проведения неотложной хирургической операции. Ее проводят сразу после постановки диагноза с применение общего наркоза. Во время нее гнойник вскрывают, извлекают его содержимое, а полость промывают антисептическим раствором.

Для профилактики рецидива и осложнений прооперированному пациенту назначают курс антибиотиков. Раны ежедневно обрабатывают антисептиками или противомикробными средствами. В послеоперационный период необходимо соблюдение диеты. Она запрещает употреблять продукты, вызывающие газообразование и содержащие большое количество клетчатки, острую и жирную пищу.

При появлении симптомов проктита и парапроктита, обратитесь в медицинский центр «Гармония». Вас примет опытный врач-проктолог, поставит точный диагноз и назначит эффективное лечение. При необходимости вам будет оказана неотложная помощь сразу после постановки диагноза.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00