пяточная шпора

Пяточная шпора, иначе называемая врачами плантарным фасциитом, — довольно распространенное заболевание, особенно среди женщин.

Заболевание характеризуется постоянным микротравмированием подошвенной фасции, в результате чего развивается асептическое воспаление, а затем на пяточной кости формируются костные наросты.

Пяточная шпора и, спровоцированная ею, сильная боль препятствуют свободному передвижению пациента.

Причины

Микронадрывы подошвенного апоневроза случаются постоянно, однако при нормальном состоянии большинство из них самостоятельно заживают. При пяточной шпоре процесс регресса микротравм нарушается, что приводит к длительному воспалению и образованию костных «шишек» на пяточной кости.

Основные причины появления пяточной шпоры:

• возраст после 40 лет, лишний вес и сахарный диабет;
  • неадекватная физическая нагрузка (занятия спортом, неосторожные прыжки и т. д.);
  • переломы, растяжения связок голеностопа в анамнезе;
  • привычка постоянно носить туфли на высоком каблуке;
  • патология костно-мышечной системы — остеоартроз, артриты (включая подагру и ревматоидный артрит), плоскостопие.

Четкого разделения плантарного фасциита нет.

Однако рентген позволяет определить отсутствие (только воспаление - фасциит) или наличие остеофитов (пяточная шпора).

Лечебная тактика в большей степени основывается на результатах рентгенологического исследования с учетом интенсивности болевого синдрома.

Для пяточной шпоры характерна острая симптоматика:

• Изначально болевые ощущения наиболее интенсивные по утрам и схожи с попаданием стекла в пятку.
  • Затем боль, усиливающаяся при ходьбе, быстро становится невыносимой.
  • Проявлений болезни на коже, как правило, нет (отличие от шипицы, вызванной папилломавирусом). Только после длительной нагрузки кожа на пятке может покраснеть и припухнуть.
  • Со временем болевые приступы учащаются, а болезненность появляется даже в состоянии покоя.
  • Формирующиеся на месте микроразрывов апоневроза рубцы, ухудшают кровообращение, ускоряют процесс формирования остеофитов.
  • Окружающие замечают прихрамывание, в дальнейшем развивается плоскостопие.

В тяжелых случаях интенсивная боль не позволят даже наступать на больную ногу. Больной оказывается «заложником» в собственной квартире.

Лечение

В большинстве случаев пяточная шпора успешно излечивается консервативными методиками.

В первую очередь, необходимо купировать болевые ощущения. Для этого врачи нередко прибегают к блокаде.

Однако не меньший эффект дает менее травматичная и абсолютно безболезненная процедура — ударно-волновая терапия.

Курс УВТ в медцентре «Гармония» поможет быстро устранить боль, предупреждает образование костных наростов на пятке и способствует скорейшему размягчению уже сформировавшихся остеофитов.

Лечение плантарного фасциита включает комплексное медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие.

При этом пациентам рекомендуется приобрести специальные стельки, пользоваться пяточным ортезом.

Лишь при отсутствии результата врачи прибегают к оперативному удалению костных наростов.