Ректальные свищи: почему так важно обратиться к врачу

Ректальные свищи — это каналы, которые формируются в результате патологического процесса, охватывающего кишечник или его внешние оболочки. Они связывают гнойники с окружающей средой и способствуют выведению гноя наружу. Ректальными, или анальными (аноректальными) свищами также являются каналы, которые соединяют между собой патологические полости и прямую кишку.

Что вызывает развитие свищевого канала

Свищи, выходящие внутрь кишечника или аноректальную область, могут быть следствием следующих заболеваний:

• Проктит и парапроктит. Эти заболевания сопровождаются воспалением, распространяющимся в слизистой оболочки прямой кишки и ее жировой клетчатке.
  • Болезнь Крона. Эта болезнь вызывает воспаление во всех отделах ЖКТ с образованием гранулем.
  • Половые инфекции (сифилис, хламидиоз, СПИД).

У женщин свищ аноректальной зоны может образоваться после травмы, полученной во время осложненных родов. Но общая причина всегда одна — это воспалительный процесс, который часто является следствием инфекции.

Какими бывают свищи

С учетом того, где были образованы каналы и куда они выходят, свищи бывают:

• Внутрисфинктерными. Внутреннее отверстие расположено в воспаленной анальной крипте, а внешнее — рядом с анусом.
  • Чрезсфинктерными. Внешнее отверстие разветвляется. Множественные ходы пронизывают ткани сфинктера на разной глубине. Это приводит к большому скоплению гноя и рубцеванию тканей ануса.
  • Внесфинктерными. Начало и конец таких свищевых каналов расположены внутри. Снаружи их невидно.

Внесфинктерные свищи также называют прямокишечными. Они могут быть полными, внутренними и неполными. К первому типу относят каналы с двумя отверстиями. Одно расположено внутри воспаленной крипты, второе — в кишечной полости. У неполных свищей есть только выход. Он расположен на прямокишечной стенке. Если отверстий у канала два, и они оба находятся на поверхности стенки, свищ называется внутренним.

Как проявляется патология

На образование свищевого канала в аноректальной зоне указывают следующие симптомы:

• появление ранки вблизи заднего прохода;
  • выделения из образованного отверстия с неприятным запахом и примесью крови, гноем;
  • в месте ранки кожа раздражена, она красная и болезненная;
  • осложняется дефекация и мочеиспускание;
  • повышенная раздражительность, плохой сон.

Если выход находится не снаружи, а в полости кишки, внешних проявлений может не быть. Но пациент будет чувствовать боль в заднем проходе, которая усиливается при натуживании. Кал может содержать гной и частицы крови. Его запах может быть необычно плохим.

Чем грозит заболевание

Свищи сами являются осложнением воспалительных заболеваний нижнего отдела кишечника. Но они также могут привести к более серьезным последствиям. Если лечение отсутствует, инфекция может проникнуть в кровяное русло, что вызовет сепсис. Это опасное заболевание, исходом которого часто становится смерть.

Методы лечения свищевых образований

Свищи лечат только хирургическим путем. Их иссекают скальпелем или лазером, чтобы удалить некротические ткани. Во время операции врач-хирург также проводит лечение сопутствующих заболеваний:

• Геморроя. Врач вырезает геморроидальные узлы, выпяченные в прямую кишку или выпадающие наружу.
  • Анальной трещины. Врач иссекает пораженную область для удаления рубцовой ткани.
  • Кишечного абсцесса. Врач вскрывает гнойную полость, удаляет ее содержимое и обрабатывает антисептическими препаратами.

К проведению операции пациента готовят. Ему назначают антибиотики, которые борются с инфекцией, вызвавшей воспаление и образование гнойника со свищом. При сильных болях пациенту можно принимать обезболивающие средства внутренне или местно (в форме суппозиториев). Непосредственно перед операцией назначают клизму. Эта мера гарантирует чистоту во время проведения хирургических манипуляций и дает время для восстановления тканей до следующего акта дефекации.

В послеоперационный период пациенту назначают диету. Она исключает потребление пищи, богатой грубой клетчаткой, а также продуктов, приводящих к вздутию живота. После операции запрещено есть острые, пряные и очень соленые блюда. Они приведут к раздражению кишечника и анального отверстия.

Если у вас есть симптомы, указывающие на образование ректальных свищей, обратитесь в нашу клинику «Гармония». Вы попадете на прием к проктологу с большим опытом работы, который поставит точный диагноз и назначит эффективное лечение. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем меньше риск развития осложнений, представляющих угрозу здоровью и жизни.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00