Синдром поликистозных яичников (он же синдром Штейна-Левенталя) – клиническое состояние, связанное с нарушением работы ряда внутренних органов. У заболевших наблюдается нарушение менструального цикла, умеренный набор веса, повышенная секреция инсулина, андрогенов и эстрогенов. Для борьбы с недугом применяется симптоматическое лечение.

Симптоматика заболевания

По оценке ВОЗ, сегодня синдромом поликистозных яичников (СПКЯ) страдает до 7% женщин на планете. В отдельных странах (таких, как США) этот показатель достигает 10%. Объясняется подобный разброс тем, что симптомов, свидетельствующих о наличии заболевания довольно много. Так, к ним относят:

• Нерегулярный менструальный цикл или его отсутствие. Выделения могут быть как незначительные, так и обильные, сопровождаются болями.
  • Бесплодие.
  • Ожирение мужского типа, при котором жир откладывается преимущественно в нижней части живота. Стрии.
  • Алопецию (появление залысин), вызванную гормональным сбоем.
  • Себорею, угри, черные точки на коже.
  • Резкую перемену настроения, депрессию, апатию, затуманенное сознание.
  • Проблемы со сном из-за апноэ (внезапной остановки дыхания).
  • Гиперплазия и утолщение мукозного слоя матки.
  • Хронические боли, возникающие в области таза, поясницы, низа живота.
  • Видоизменение яичников: увеличение в размере в 2-3 раза, утолщение, образование множественных кист.
  • Гирсутизм (оволосение) мужского типа (избыточный рост волос на верхней губе, подбородке, внизу живота, на пальцах рук и ног, спине).
  • Повышение уровня инсулина в крови, не связанное с другими нарушениями состояния, при сниженном уровне глобулина.
  • Повышенное (более 1:1) отношение лютеинизирующего гормона к фолликулостимулирующему.

Согласно определению Национального института здравоохранения США, эндокринолог должен поставить пациентке диагноз «синдром поликистозных яичников», если у нее имеется хотя бы несколько из перечисленных симптомов и наблюдается выраженная олигоовуляция/ановуляция. В то же время европейские эксперты говорят о том, что диагностировать заболевание можно при наличии любых 2 из 3 следующих признаков:

• Ряда симптомов, перечисленных выше.
  • Ановуляции/олигоовуляции.
  • Поликистозе яичников, выявленном при УЗИ.

Второе определение существенно шире, чем и объясняется довольно серьезный разброс по статистике заболевших.

Последствия и осложнения

Часто заболевание протекает спокойно, без ярко выраженных признаков, из-за чего девушки откладывают лечение в долгий ящик. А меж тем, СПКЯ может провоцировать довольно серьезные осложнения. Так:

• Из-за повышения уровня эстрогенов развивается рак эндометрия и/или молочной железы.
  • Усиленная свертываемость крови приводит к тромбозу, тромбофлебиту.
  • У пациенток часто наблюдается овуляторная дисфункция и другие серьезные заболевания, в т.ч: синдром Кушинга и различные опухоли.
  • Развивается инсулинорезистентность и сахарный диабет 2 типа.
  • Часто возникает метаболический синдром, сердечно-сосудистые заболевания, в числе которых гиперлипидемия и гипертензия.
  • Больные страдают от перепадов артериального давления.
  • Нарушается процесс обмена триглицеридов, холестерина.
  • У беременных повышается риск преждевременных родов и выкидыша, у не беременных наблюдаются проблемы с зачатием.

Диагностика СПКЯ

Чем раньше удастся диагностировать болезнь, тем более эффективным будет ее лечение. И тем меньше непоправимого вреда она успеет нанести вашему организму. Поэтому при любых подозрениях затягивать с визитом к гинекологу или эндокринологу не стоит. Чтобы специалист мог поставить точный диагноз, потребуется:

• Пройти визуальный осмотр, позволяющий оценить имеющиеся клинические симптомы.
  • Сдать анализы для проверки тестостерона, ФСГ, пролактина и других гормонов.
  • Сделать УЗИ органов малого таза.
  • В отдельных случаях требуется проведение теста на беременность.

Современные методы лечения

Лечение заболевания должно быть симптоматическим. Основная задача – скорректировать гормональные сбои и улучшить показатели фертильности пациентки. Методы во многом зависят от того, планирует ли женщина рожать в дальнейшем или нет.

• Тем, кто в беременности не заинтересован, обычно назначают прогестины или оральные контрацептивы. Это снижает риск возникновения гиперплазии и стабилизирует менструальный цикл.
  • Женщинам, желающим стать мамами, нередко сначала приходится бороться с бесплодием. Лечение подбирается на основе показателей перорального глюкозотолерантного теста, индекса массы тела и артериального давления.
  • Также всем пациенткам показаны регулярные физические нагрузки и другие способы борьбы с избыточным весом. Похудение способствует восстановлению менструаций и улучшает фертильность, повышает чувствительность к инсулину.

Необходимо контролировать и сопутствующие заболевания, поскольку риск их развития на фоне СПКЯ крайне велик. Поэтому, если не хотите подвергать свое здоровье риску, обращайтесь в медицинский центр «Гармония». У нас работают специалисты самых разных областей. Эндокринологи, гинекологи, кардиологи и другие врачи оперативно поставят правильный диагноз и подберут результативное лечение.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00