Остропротекающие респираторные вирусные инфекции преимущественно развиваются в осенне-зимний период. Дети болеют гораздо чаще по сравнению с взрослыми. Единой схемы лечения ОРВИ не существует, терапия подбирается исходя из симптомов и течения болезни. Однако на самотек вирусную инфекцию пускать нельзя, так как это может привести к тяжелым осложнениям.

Причины и механизм развития ОРВИ

Остропротекающие респираторные вирусные инфекции являются следствием заражения человека аденовирусами, парагриппом, реовирусами, вирусами гриппа, риновирусами. Источник патогенных микроорганизмов – больной человек или носитель. Передаются респираторные вирусы в большинстве случаев воздушно-капельным путем. В окружающее пространство инфекционный возбудитель выходит во время чихания, кашля, разговора. Однако вирусы несколько часов сохраняют свою активность и на окружающих предметах, поэтому не исключается контактно-бытовое заражение. Микроорганизмы передаются и через рукопожатия, поцелуи.

Большее скопление вирусов в осенне-зимний период наблюдается в закрытых пространствах, поэтому ОРВИ часто болеют одновременно несколько детей из одной группы или класса, коллеги, родственники.

Симптомы и особенности ОРВИ

Вызывающие ОРВИ вирусы сходны с респираторным эпителием, поэтому они оседают в первую очередь в верхних дыхательных путях – носоглотке, ротовой полости. Инкубационный период в среднем 2-5 дней. За это время микроорганизмы начинают усиленно производить токсины, которые попадают в кровь и разносятся по всему организму. Клиника ОРВИ связана с общим токсическим поражением организма и с катарально-воспалительными процессами в органах дыхания.

В первые сутки отмечается незначительное першение в горле, чихание, покраснение конъюнктивы глаз, слезотечение, слизистые выделение из носа. На вторые-третьи сутки симптоматика становится более выраженной:

• Температура повышается до 38-39 градусов, иногда она может быть и выше.
  • Появляется общая слабость, аппетит заметно снижается.
  • Отмечается боль и ломота в суставах и мышцах.
  • Присоединяется головная боль и озноб.
  • Развивается кашель. Вначале сухой, затем влажный с отделением мокроты.

ОРВИ не всегда проявляется типичной клинической картиной. Симптомы болезни зависят от состояния иммунитета и вида попавшего возбудителя. Тяжелее всего переносится грипп, риновирусы могут вызвать только ринит с серозно-слизистыми выделениями. При поражении аденовирусами отмечаются выраженные катаральные изменения носоглотки, ринорея, характерный признак – конъюнктивиты.

У маленьких детей ОРВИ может сопровождаться жидким стулом, беспокойством, нарушением сна, плачем. Опасность заболевания заключается в высокой вероятности осложнений, к которым может привести неправильное лечение или присоединение бактериальной флоры.

Осложнения респираторных вирусных инфекций

• Ларингит.
  • Синуситы.
  • Трахеит.
  • Бронхит.
  • Пневмония.
  • Отит.
  • Менингит.
  • Неврит;
  • Поражение сердца.

Принципы лечения ОРВИ

Лечение пациентов с ОРВИ проводится на дому. Исключение – тяжело протекающие инфекции (особенно у маленьких детей) и осложнения. Единой схемы терапии не существуют. Медикаменты подбираются исходя из состояния больного и преобладающих симптомов:

• Жаропонижающие средства используют, если температура достигает 38,5 градусов и выше;
  • При насморке используют место сосудосуживающие и антисептические капли и спреи;
  • При катаральных изменениях в горле показано применение таких средств, как Ингалипт, Гексорал;
  • При кашле препараты подбирают в зависимости от его характера. Если он сухой, то нужны противокашлевые. При появлении мокроты назначают отхаркивающие и разжижающие мокроту средства.

На период лихорадки больной должен соблюдать постельный режим, так как это является основным способом снижения риска осложнений. Обязательно необходимо как можно больше пить, в том числе компоты, отвары ромашки, теплые чай с медом и лимоном. Противовирусные средства эффективны только в первые 2-3 дня от начала болезни, но при легких формах их применение особой пользы организму не дает.

Антибактериальные средства назначают, если ОРВИ осложняется бактериальной инфекцией. Все лекарства, дозировку медикаментов и длительность их приема подбирает только врач – педиатр для детей и терапевт для взрослых.

В медицинском центре «Гармония» пациентов с ОРВИ лечат лучшие терапевты Лобни. Прием по записи, поэтому ожидание в очереди минимально. Лечение каждому больному подбирается с учетом возраста, сопутствующих патологий, тяжести симптоматики. После выздоровления врачи дают рекомендации, помогающие укрепить иммунитет и уменьшающие повторный риск заражения вирусами.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00