Расстройство кишечника или иначе синдром кишечной диспепсии – комплекс симптомов, возникающих вследствие функциональных нарушений в работе органа. Причина может быть как самой банальной (употребление некачественных продуктов), так и серьезной, требующей устранения при помощи определенных лекарств.

Симптомы и механизм развития кишечной диспепсии

Под расстройством кишечника многие понимают увеличение количества дефекаций в день или разжижение каловых масс. На самом деле патология в большинстве случаев сопровождается также повышенным газообразованием, спазмами и коликами в животе, тошнотой. При инфекционных процессах присоединяется температура, слабость, отсутствие аппетита.

Диспепсия подразделяется на физиологическую и патологическую. В первом случае симптомы быстро проходят, патологических изменений в кишечнике не наблюдается, опасности для организма нет.

Расстройство кишечника происходит, если нарушается одни из механизмов переваривания пищи, при этом происходят такие патологические процессы как:

• Мальдигестия – ухудшение переваривания пищевого комка. После попадания в 12-перстную кишку продукты не полностью распадаются на компоненты, удобные для дальнейшего расщепления. Причины – недостаточная выработка ферментов поджелудочной железой, малое количество желчи;
  • Мальабсорбция – нарушение всасывания пищевого комка в тонкой кишке. Пища на нужные компоненты расщепляется, но организмом усваивается не полностью.
  • Гнилостная диспепсия. Возникает вследствие ухудшения переваривания белков, сопровождается сильным газообразованием;
  • Бродильная диспепсия. Возникает, когда плохо расщепляются и усваиваются углеводы.

Синдром кишечной диспепсии может быть обусловлен аллергией на определенные продукты или их индивидуальной непереносимостью. Патология возникает и после употребления некачественной воды, слишком жирных блюд, плодов, богатых на клетчатку. У женщин жидкий стул нередко наблюдается во время критических дней, что связано с гормональным дисбалансом.

Диспепсия, вызванная кишечными инфекциями

Расстройство кишечника, обусловленное употреблением определенной пищи или некачественными блюдами, в основном проходит быстро. Ярко симптоматика проявляется 1-2 сутки, затем постепенно стихает. Восстановить самочувствие помогает диета и прием медикаментов, которые больной может использовать без назначения врача.

Но при патологических случаях серьезно страдает работа регуляторных и защитных механизмом. Справиться с нормализацией работы ЖКТ в этом случае можно только при помощи врача. К таким заболеваниям относят кишечные инфекции:

• Бактериальные – холеру, дизентерию, сальмонеллез. Дизентерия проявляется не только жидким стулом, но ложными позывами к дефекации (тенезмами), прожилками крови в кале. На бактериальную инфекцию указывают также зеленоватые фекалии с гнилостным запахом.
  • Вирусные – оральные гепатиты, энтеровирусная инфекция. Кроме диспепсии отмечается озноб, симптомы интоксикации.
  • Паразитарные. Расстройство кишечника обычно при гельминтозах протекает на фоне дискинезии.
  • Грибковые. Развиваются при употреблении продуктов, пораженных плесневыми грибами. Помимо расстройства стула наблюдаются нарушения со стороны ЦНС – ухудшение координации движений, эйфория.

К инфекциям относят и пищевые токсикоинфекции. Самая опасная из них – отравление несъедобными грибами. При инфекционном характере расстройства кишечника нередко больные госпитализируются для лечения в стационар.

Как восстановить работу кишечника

При расстройстве стула первое, что нужно сделать, это подобрать правильное питание. Исключаются жирные блюда, острые и раздражающие продукты. Питаться первые 2-3 дня следует киселем, кашами на воде, рисовым отваром, нежирными супами. Хлеб следует есть подсушенный. К привычной диете возвращаются постепенно и только после стабилизации работы ЖКТ.

Из лекарств, которые можно использовать без назначения врача, используют:

• Противодиарейные;
  • Энтеросорбенты;
  • Регидратирующие средства.

Обязательно нужно как можно больше пить. После нормализации стула желательно пропить пробиотики, они помогут предотвратить развитие дисбактериоза.

При периодически повторяющихся расстройствах кишечника необходимо обследование. В центре «Гармония» лечением больных с патологиями ЖКТ занимаются квалифицированные терапевты. Записаться можно по телефону, выбрав удобное время приема в будний день или в выходные.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00