Внематочная (эктопическая) беременность – серьезное осложнение, при котором оплодотворенная яйцеклетка крепится не к матке, как полагается, а за ее пределами. Сегодня с ним сталкиваются около 2% рожениц. В преобладающем большинстве случаев внематочная беременность нежизнеспособна и представляет серьезную угрозу для жизни женщины.

Причины возникновения

Факторов развития внематочной беременности довольно много. Они имеют разную этиологию и форму, однако все схожи в одном: дестабилизируют процесс движения оплодотворенной яйцеклетки к матке. Среди основных, наиболее часто встречающихся причин гинекологи выделяют:

• Воспалительные заболевания придатков, малого таза.
  • Сниженную проходимость фаллопиевых труб, обусловленную их аномальным строением или деформацией после операционного вмешательства.
  • Бесплодие, аборт или внематочную беременность в анамнезе. В подобной ситуации шансы на повторную эктопическую беременность возрастают в 8-15 раз.
  • Зачатие не естественным путем, а с использованием вспомогательных методов репродукции.
  • Инфекции (гонорея и хламидиоз) и опухолевидные поражения половых органов.
  • Эндометриоз.
  • Установку внутриматочной спирали и/или стимулирование овуляции.
  • Генитальный инфантилизм.
  • Прием гормонов в рамках терапии или контрацепции.

Чем опасна внематочная беременность

Если данное осложнение не диагностировать вовремя и не принять необходимых мер, под удар ставится не только здоровье женщины, но и ее жизнь. Из-за обильной кровопотери и ряда других факторов внематочная беременность нередко заканчивается летальным исходом.

Но даже своевременное обращение к гинекологу не гарантирует полное устранение последствий осложнения. Согласно статистике, среди женщин, столкнувшихся с внематочной беременностью:

• Треть стали бесплодны, а 75%, прибегнувших к хирургическому вмешательству, столкнулись со вторичным бесплодием.
  • У каждой четвертой следующая беременность также оказывалась эктопической.
  • У 20% образовались спайки органов малого таза.

Симптоматика заболевания

В 97% случаев внематочная беременность является трубной и протекает преимущественно в правой маточной трубе. Клинические проявления зависят от стадии:

• На ранних сроках (пока плод еще жив и развивается) у пациенток может наблюдаться задержка менструаций, тошнота, слабость и токсикоз.
  • На 2-4 месяце проявляется слабовыраженный цианоз влагалища и шейки матки, формируется опухолевидное, болезненное образование в области придатков.
  • На 4-6 месяце (реже – до 8) трубная беременность прерывается, что сопровождается влагалищным кровотечением, слабостью, тошнотой. Возникают резкие боли в нижней части живота, которые постепенно могут перетекать в поясницу, нижние конечности. Возможна потеря сознания.

Если эмбрион погибает на ранних сроках, кровотечение протекает достаточно скудно и быстро прекращается. Плодное яйцо постепенно рассасывается. На поздних сроках у 30% женщин наблюдается разрыв маточный трубы, сопровождаемый обильной кровопотерей. Дополняют клиническую картину внешние проявления: холодный пот, бледность, одышка, цианоз губ, общая заторможенность. При отсутствии своевременной помощи у пациентки начинается шум в ушах, появляются черные «мушки» перед глазами, слегка вздувается живот. Возможна потеря сознания.

Методы диагностики

Для постановки диагноза гинеколог ориентируется на имеющиеся симптомы (задержка менструации, тошнота, увеличение молочных желез и т.п), а также факторы риска (перенесенные половые инфекции, наличие внутриматочной спирали и т.п). Точный результат позволяют получить:

• Влагалищное исследование.
  • УЗИ половых органов.
  • Лапароскопия.
  • Анализ хорионического гонадотропина человека (ХГЧ).

Лечение внематочной беременности

Поскольку при эктопической беременности плод изначально не жизнеспособен, лечение проводится хирургическим путем. Раньше обязательным условием при извлечении зародыша было удаление маточной трубы, к которой он прикреплен. Однако современные малоинвазивные методики позволяют сохранить не только саму трубу, но и ее функциональность.

Особое внимание уделяется и периоду реабилитации. Чтобы после неудачной беременности женщина не стала вдобавок бесплодной, ей назначают:

• Курсы физиотерапии, призванные воспрепятствовать спаечному процессу.
  • Контрацептивы, прием которых должен длиться на месяц дольше, чем противовоспалительная терапия.
  • Гормональные препараты, позволяющие стабилизировать организм после изменений, вызванных беременностью. Длительность курса – не менее полугода.

Гинекологи медицинского центра «Гармония» имеют немалый опыт борьбы с последствиями внематочной беременности. Если вы хотите, чтобы следующее зачатие было более удачным, обращайтесь. Современное оборудование позволяет нам максимально достоверно оценить состояние ваших внутренних органов и подобрать подходящее именно вам лечение.

пн-пт 07:00 - 20:00

сб-вс 08:00 - 20:00