Медицинский центр «Гармония» Лобня, МО,  ул. Борисова 24, пом. 6 Работаем: ПН-ВС с 8 до 20

Хеликобактер пилори (Hp) – бактерия, которая инфицирует разные отделы желудка и двенадцатиперстной кишки. Закрепившись на слизистой оболочке, микроорганизм начинает выделять продукты жизнедеятельности. От степени активности и величины колонии бактерий зависит степень вреда, нанесенного здоровью носителя.

Возможные пути заражения

Заражение чаще всего происходит в детстве – в этот период иммунная система еще формируется. К пожилому возрасту процент инфицирования в развитых странах составляет 60-80%. Микроорганизмы содержатся в слюне и слизи носителя. Бактерии проникают в организм несколькими путями:

• при поцелуе или интимном контакте;
  • через предметы личной гигиены и посуду при несоблюдении элементарных санитарных требований;
  • при использовании одной губной помады (или другой косметики) разными людьми;
  • от матери к ребенку – через соску, ложку и т. д.

Заражение происходит в группах длительно или тесно контактирующих людей: в семье, в местах общественного питания, в гостях. Существует несколько видов Hp, носителями некоторых являются домашние животные.

Вероятность осложнений при инфицировании

Hp – грамотрицательный вид бактерии, которая хорошо переносит кислую среду. Продукты жизнедеятельности микроорганизмов постепенно разрушают защитную слизь и вырабатывающий ее слой. В результате повышается кислотность в органах пищеварения, возникает воспаление и гибель клеток эндотелия. При снижении иммунитета бактерии активизируются и становятся причиной серьезных патологических состояний:

• гастрита;
  • дуоденита;
  • язвы желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • эрозий желудка и двенадцатиперстной кишки.

Присутствие хеликобактер пилори в ЖКТ увеличивает риск возникновения лимфомы желудка и аденокарциномы (рака желудка).

Диагностика инфекции: симптомы и методы

Обследоваться на наличие Helicobacter pylori необходимо при появлении сбоев в работе пищеварительной системы:

• отрыжки или изжоги;
  • тяжести в желудке;
  • отсутствия аппетита;
  • болей в эпигастральной области;
  • неустойчивого стула (поносы и запоры);
  • общей слабости, поскольку питательные вещества не усваиваются полностью;
  • кожных высыпаний.

Эти симптомы – основательный повод для визита к врачу. Наличие уже имеющихся заболеваний (лимфома, язва, гастрит) или рака желудка у близких родственников повышают риск присутствия в организме инфекции.

Тесты на хеликобактер пилори

При диагностике используются несколько видов обследований:

• Неинвазивные: серологические анализы крови, дыхательный тест, антигенный анализ кала. Тесты на наличие антител к антигенам имеют чувствительность 76-84%.
  • Инвазивные: быстрый уреазный тест, гистологическая окраска. Для проведения обследования необходим забор образцов ткани слизистой с применением эндоскопа — при проведении гастроскопии. Эти тесты являются самыми точными — 95% и проводятся при проведении гастроскопии.
Для точной диагностики хеликобактерной инфекции при быстром уреазном тесте за 2 недели до процедуры рекомендуется прекратить прием антибиотиков , антисекреторных (ингибиторов протонной помпы и блокаторов Н2-гистаминовых рецепторов) и обволакивающих препаратов (альмагель, препараты висмута).

Выбор метода исследования зависит от интенсивности проявления симптомов, состояния здоровья пациента и рекомендаций врача.

Современные методы лечения

В терапии болезней, вызванных Helicobacter pylori, используются несколько схем лечения. Их протоколы проверены и одобрены международным сообществом гастроэнтерологов:

• Трехкомпонентная схема: Кларитромицин, Амоксициллин, ингибиторы протонной помпы (активный компонент омепразол и т. д. ) – регуляторы кислотности. Длительность лечения – 1-2 недели. Эффективность – 90-95%
  • Четырехкомпонентная: ингибитор протонной помпы, препарат висмута и 2 вида антибиотика (ранее не использовавшиеся). Эту схему применяют в случае неэффективности терапии с 3 компонентами. Лечение длится 10-14 дней.
  • Четырехкомпонентная-2. Используются те же группы препаратов, но с заменой антибиотиков на более сильные. Такую схему применяют крайне редко – только тогда, когда не подействовали первые два метода.

Антибактериальная терапия используется при достаточных основаниях для лечения: присутствии выраженных симптомов, наличия болезней желудка, вхождении пациента в группу риска. Иногда инфицирование Helicobacter pylori протекает бессимптомно – в этом случае даже обнаружение болезнетворной бактерии в организме не является поводом для проведения терапии.

Чтобы правильно оценить возможные риски и провести корректную диагностику, необходимо современное оборудование и консультация профессионала. В клинике “Гармония” вам проведут все необходимые обследования — гастроскопию или гастроскопию под седацией, забор биоматериала для диагностики хеликобактерной инфекции, дадут рекомендации и обеспечат конфиденциальность полученной информации.

Запишитесь и приходите на приём

Операция по флебологии, проктологии, хирургии без боли в день обращения. В нашей клинике пациент всегда найдёт своего специалиста.

+7 (495) 777-21-31+7 (916) 277-37-37